Кидать камнями очень легко


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 20:40:30 09/02/1999
в ответ на: Re: Статья архиеп. Иоанна (Шаховского) — Ваше мнение?, отправлено Егор Холмогоров 04:10:30 08/02/1999

Уважаемый Егор! 
 
Я очень обрадовался, увидев Ваш комментарий, потому как боялся, что статья останется без ответа. Но по мере чтения Вашего сообщения моя радость сменилась разочарованием. Вместо ожидаемой критики я увидел бурю эмоций, язвительности, даже, простите, презрения. Увы, "одержание духом любви и терпимости" (какое нелепое сочетание слов!) Вам, простите, действительно пока не грозит. 
 
Я не буду разбирать по пунктам Ваш комментарий, он слишком неконструктивен, эмоционален и неубедителен, чтобы отнестись к нему серьезно. Скажу лишь несколько своих замечаний.  
 
Я не являюсь поклонником архиеп. Иоанна, но я глубоко уважаю этого человека за его ум, честность, открытость, смелость (не всякий отважится изложить свои взгляды так прямо, как сделал это владыка в своей статье), за его любовь к читателю. Я знаком с другими работами архиеп. Иоанна, что-то в них мне нравится, что-то — нет, — владыка, как и всякий человек может ошибаться, ничего страшного в этом не вижу. Безоговорочным авторитетом для христианина может быть только мнение Церкви. Мнения же отдельных, даже святых, людей может быть ошибочным и должно подвергаться проверке на согласие с соборным мнением Церкви. 
 
Основная цель этой статьи — борьба против "православного фарисейства", которое, увы, стало сегодня распространенным явлением. Отчасти распространению этого явления способствует чрезмерное внимание современных христиан к сравнительному богословию при прохладном отношении к т.н. положительному богословию, к трудам св. Отцов, где описываются законы духовного здоровья человека, где показан православный путь ко спасению. В современных условиях, когда развелось множество лжеучений, сравнительное богословие без сомнения важно, но человек не может спасаться лишь знанием, что Православие истинно. Это его убережет от сект, но и только. Духовному росту сравнительное богословие не способствует, это не его функция. Вот и будит архиеп. Иоанн таких христиан: "Проснитесь! Одна внешняя принадлежность к Церкви, внешнее исполнение церковного устава не спасает". Известно, что все заповеди направлены к одному — к стяжанию человеком смирения, к осознанию своей немощности и греховности, чтобы человек понял, что ему нужен Спаситель. Без смирения все прочие добродетели — ничто.  
 
И насчет сектантов. Зачем Вы сужаете понятие сектантов до членов тоталитарных сект, где человек действительно становится духовным, а зачастую и физическим инвалидом. Не все же сектанты такие. Вот возьмем Вас, например. Для меня Вы являетесь раскольником, как человек, находящийся в расколе с Русской Православной Церковью. Согласно Вашему определению "сектант — это человек отсекший себя от Церкви", Вы также являетесь и сектантом. (Хотя я понимаю, что Вы так не считаете). Итак, я считаю Вас раскольником. И вот передо мной встает вопрос: как к Вам относиться? Архиеп. Иоанн в своей статье советует не осуждать Вас, относиться к Вам по-братски,  с любовью, уважением и терпимостью (простите, что мне не всегда это удается), запрещает грубые обличения, препирательства и споры. А Вы предлагаете относиться к Вам, как к "первенцу сатаны"?! Поймите, что сектанты бывают разные. Есть фанатики, нормальный разговор с которыми просто невозможен. Им нужен хороший психиатр, а не собеседник. Таких лучше сразу "отшить", доводы здесь не помогут. А есть вполне разумные люди, искренне ищущие Бога. С ними разговор (вежливый и тактичный) возможен и нужен.  
 
Еще есть у меня одно интересное наблюдение. Если взять Ваш форум, интернет-издания РПЦЗ, такие как "Русский пастырь" и "Вертоградъ", везде постоянно и настойчиво публикуются материалы, порочащие Русскую Православную Церковь. И складывается такое впечатление, что где-то в глубине души у вас раздается приглушенный голос совести, который говорит о неправде раскола. Вот Вы и другие жадно и хватаетесь за любую соломинку, за любую весточку об оплошности Московской Патриархии и, не задумываясь о подлинности известия, немедленно выплескиваете "справедливое негодование": "Ну мы же говорили! Чего еще можно от них ждать! Как хорошо, что мы порвали с Московской Патриархией!". Словно пытаетесь убедить себя в своей же правоте. Вот только глушить совесть — дело опасное. 
 
С уважением, 
Александр.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]