Изъяснение 126 псалма прп. Амвросия Оптинского


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 18:27:03 19/01/1999
в ответ на: 126 псалом, отправлено Сергей Скоморохов 10:34:43 18/01/1999:

Когда Иудеи, по возвращении из Вавилона, начали строить храм и город свой, то они встретили сильное противодействие со стороны соседственных племен, так что им приходилось в одно время и строить, и отбиваться от неприятелей, и, по словам Неемии, "создающии стену и носящии бремена, единою рукою своею творяху дело, а другою держаху меч (Неем. 4, 17). 
К этим-то Иудеям пророчески обращается св. Псалмопевец, и научая их надеяться не на свои труды и старание свое и не на оружие, а на помощь Божию, говорит так: 
"Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати, востанете по седении ядущии хлеб болезни". Слово "востанете", по изъяснению Феодорита, должно понимать здесь не в значении повелительного наклонения, а неопределенного; т.е. вместо "востанете" воставати. Пророк говорит, что, без содействия Бога всяческих, все напрасно, — и утренневать, и по кратком седении скоро вставать для охранения города и для предположенного созидания. А потому вкушающим хлеб с болезнию, по причине восстания врагов, советует иметь надежду на Бога. 
"Егда даст возлюбленным своим сон. Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго". 
Сном Пророк в переносном смысле назвал здесь успокоение, потому что сон доставляет людям отдых. Посему смысл этого стиха такой: когда Бог даст вам покой и свободу от нападающих на вас врагов, тогда не только возможете построить храм и Иерусалим, но и сыны родятся вам, которые будут наследием или жребием и собственным народом Божиим; и это плодородие чрева, или благословение чадорождения, как некая награда или воздаяние, будет даровано вам, уповающим на Бога. 
"Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных". 
Уповая на Бога, будем не только многочисленны, но и сильны, подобно некиим стрелам, пущенным рукою сильного. По изъяснению Афанасия Великого, оттрясенными названы здесь Иудеи, отверженные за распятие Христа. Сыны их, то есть апостолы, соделались стрелами Сильного, которыми сострелял сопротивные силы. 
"Блажен, иже исполнит желание свое от них". 
Блажен, чье желание исполнится, то есть кто сподобится облегчения и освобождения от брани со врагами, многочадия и прочих исчисленных даров Божиих. 
"Не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех". 
У древних был обычай не принимать послов от неприятеля внутри города, но встречать их вне города у ворот и там разговаривать с ними. Вот изъяснение псалма в буквальном историческом смысле. В духовном же смысле псалом этот относится и к созиданию душевного дома добродетелей, как преподобный Феодор Студит изъяснил в степенных (3-го и 7-го гласа): "Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся; душу же покрывающу никтоже наш разорит град". И "аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся; разве бо того ни слово, ни деяние совершается". Созидается же дом душевный из разновидных камней добродетелей и исполнения заповедей. А всуе трудится тот, кто подвизается в одном телесном делании, а о душевных добродетелях небрежет и потому не имеет Господа содействующим в созидании дома душевного, ради веры, надежды и любви трудящегося. И всуе хранят град благочестия и добродетелей те, кому сам Господь ради их смиренномудрия не сохранит оный непоколебимым от духов гордости, благодатью Св. Духа. 
Слова: "Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго" — в буквальном смысле относятся, как сказано, к чадородию, о котором св. Псалмопевец упомянул, так как оно у  евреев почиталось самым  вожделенным благом. В духовном же смысле чрево означает сердце, а мзда плода чревняго есть сыноположение, которое даруется тем, которые блюдут свое сердце от всего неугодного Богу, усердно молясь: " сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей"; и непрестанно прибегая к Тому, о Ком сказано: "из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается". 
"Сынове оттрясенных", которые, по выше приведенному толкованию, относятся к Иудеям, в христианском смысле имеют иное значение, то есть, как говорил Никита Стифат, означают людей изнуренных добровольными подвигами и стрясших с себя ветхого человека  покаянием, и чрез то получивших силу поражать мысленно врагов, как стрелами. 
"Блажен иже исполнит  желание свое от них", то есть блажен, кто будет подражать им, то есть стрясшим с себя ветхого человека: и он получит такую же силу от Бога, и не постыдится, когда будет отвечать мысленным своим врагам во вратех, то есть в дверях сердца своего. 
 
Прп. Амвросий Оптинский. Собрание писем. "Синтагма-Паломник", М., 1997. Часть 1, письмо 2. Стр.2-4. 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]