Re: Алексею Чумакову-о РПЦЗ


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 01:12:55 01/03/1999
в ответ на: Алексею Чумакову-о РПЦЗ, отправлено Фома 15:46:07 27/02/1999:

> Мне очень интересна та полемика, которая развернулась вокруг РПЦЗ. Но нельзя ли было бы войти в какое-то русло более конкретное, без взаимных ругательств, а только о фактах. И Вы, и Егор говорите об указах, постановлениях и пр. Где с ними можно познакомиться. 
 
Дорогой Фома! 
Существует множество документов и свидетельств, но к сожалению всё в хаотической форме, и много в не-электронной форме. В интернете есть официальный, правда только англо-язычный сайт Синода РПЦЗ, адрес его 
http://www.synod.com там есть довольно много официальных документов. 
Есть также существенно более радикально настроенные публикации в России, например сайт "вертоград-информъ" в Санкт-Петерсбурге — у них одни и те же события освещены иначе чем на Синодальном сайте — (особенно характерно освещение событий в Хевроне). Но это особая публикация и не обязанная выражать официальную точку зрения Синода. Там также много публикаций архивных  данных, как впрочем и у Егора. Судя по содержанию и характерной подборке данных можно довольно просто догадаться, каким образом и от кого они пересланы.  
 
Еще больше документов и "сведений" наводняют мир в виде "утечек" разных открытых писем и пр. но чтение этих материалов не для слабонервных и сильно мешает молиться, так что не советую Вам там копаться. Всякие сильные умозаключения о "еретичестве" и "апостасии" как раз и делаются в основном на основе слухов и клеветы — в этим ситуация что весьма сходна с тем что в России. Враг нашего спасения действует по обстоятельствам, и, несомненно что единство Русской Церкви (недопущение оного) в настоящее время есть один из основных объектов его "внимания". Как жаль что многие являются его невольными сотрудниками — пусть и из самых благих соображений.  
 
Теперь немного о нашей дискуссии с Егором. Заметьте, что здесь проблема с документами в том, что их просто не существует и они никогда не принимались — я говорю о предмете спора, заявлениях о том что якобы все Поместные Церкви "отпали", неправославны, и безблагодатны. Таких диких, и анти-православных заявлений, естественно, Синод РПЦЗ никогда не делал и вряд ли когда сделает — что весьма огорчает некоторых ревнителей. Вот и приходится ссылаться на тот или иной отрывок, выдержку из личных писем того или иного иерарха, написанных лет 30-50 назад в совершенно других обстоятельствах и кроме того вполне уравновешенных как другими письмами и речами того же иерарха так и другими архиереями.  Это, впрочем, не мешает выстраивать прямо-таки коллекции этих цитат, когда очень хочется нечто доказать и нечто оправдать. 
 
И раз Холмогоров все-таки ответил, может, есть смысл вернуть обсуждение этого вопроса на его форум? Я сюда и обратился потому, что там вроде как и ответить на это нечего, а затем оказалось, что просто занят был человек. Вопрос ведь очень важный: народ разбился на разные группы, каждая называет себя православной, а другого еретиком. Для человека, стоящего на развилке перед камнем "направо пойдешь..." это соблазн. 
 
Горе миру от соблазнов, невозможно не придти соблазнам — но горе человеку тому, имже соблазн приходит. Мое частное мнение таково, что надо остерегаться всяких обвинителей и обличителей — особенно когда столь легко и с удовольствием оперируют такими страшными словами как "еретик" и "апостасия". Отвержение и отрицание благодати Св. Духа в той или иной Церкви вообще страшнейшая вещь, прямо граничащая с хулой на Духа Святого. Есть по этому поводу очень верное мнение единоверческого еп. Даниила, викария митр. Виталия — о прямой неправославности и нетрадиционности этой самой "грасеометрии" (замеров благодати). Что же касается разных прыжков между "юрисдикциями", это всегда личная трагедия, попытка решать духовные проблемы внешними и совершенно для этого неприспособланными способами. Естественно, в ходе этого надо обнаружить "ересь" своего епископа (поскольку это единственное каноническое основание для раскола с ним). Вот и прыгают то туда то сюда — однажды прыгнув, трудно остановиться, ведь всюду что-то не так, в любой Церкви полно непорядков связанных с человеческой греховностью и недостаточным просвещением сердец Св. Духом, связанных с атаками диавола (который особенно активен именно там где и совершается наше спасение). Вот и надо, чтобы "идеже уможися грех" изобиловала Его благодать, и бегство, да еще сопровождаемое всякими рассуждениями об "отступающей армии", есть просто-напросто искушение да соблазн. Простите что так подробно останавливаюсь на этом. 
 
Что касается споров по этому поводу — тут или на форуме Егора, я не собираюсь в них принимать участие — нет предмета, и полно более важных и неотложных дел. Обсуждать частные письма или мнения дело долгое, неполезное, и не очень понятное — да и надо знать обстоятельства написания и контекст, да характер того кто писал. Обсуждать дела раскола в России мне не интересно — там прямые аналогии с предыдущим расколом и мало оригинального, все перепевы старого. По истории же Русской Церкви в этом веке есть много изданных мемуаров и коллекций писем, как заграничных епископов так и тех кто был в России, есть очень полезная коллекция "Акты Св. Патриарха Тихона и материалы о преемственности высшей церковной власти..." изданная году в 1995 Св. Тихоновским ин-том в Москве.  
 
Что касается исторической позиции РПЦЗ по отношению к Церкви в России (о православном епископстве которой стоит молитва во ектениях многие десятилетия — на первом месте, так как РПЦЗ не автокефальна и последовательно от идеи автокефальности отказывалась, считая себя _частью_ единой Русской Поместной Церкви, временно самоуправляющейся, до того времени когда станет возможно собрать единый Поместный Собор на котором все части Русской Церкви, как РПЦЗ так и МП, дадут ответ и обсудят те предметы которые нарушают единство. Сами судите, насколько такая традиционная позиция РПЦЗ и созыв такого Собора входит в планы тех, кто только только себя любимых да еще сотню-другую зилотов в разных странах считают "православными" — а всех остальных "еретиками". Отсюда и постоянное стремление к обострению отношений, всякие провокации. То же и с другой стороны — в МП тоже, говорят, полно тех кому это было бы поперек горла. Прямо как тот нешвенный хитон. 
 
Простите, 
С любовию во Христе, 
Алексей


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]