Re (10): Георгий Кочетков


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Никоноров Кирилл. 14:10:16 05/03/1999
в ответ на: Re (9): Георгий Кочетков, отправлено Ольга 09:53:04 05/03/1999

Здравствуйте, Ольга! 
 
> То что Вы мне сейчас пишете, возможно пригодно для меня, для Вас, вообщем для всех тех, кто уже видит необходимость этого. Но Вы не учитываете мнение тех, кто только вчера пришёл в Церковь или ещё ходит за её оградой. Для них богослужебный язык ещё ничего не значит, и навязывать им его изучение сродни заливанию молодого вина не туда, куда надо. 
 
А какое решение вы предлагаете? Создать параллельные приходы для "продвинутых" и "чайников"? Мне кажется, что здесь путается богослужение с катехизацией. Миссионерская деятельность, привлечение к вере и работа с новообращенными будет вестись, конечно же, на русском языке. Но церковь — это не только воскресная школа. Это гораздо более серьезное, важное. И относиться к этому нужно со всей серьезностью потому, что от этого зависит жизнь. Православный путь спасения — это не протестантская брошюрка "Как спастись: руководство из пяти пунктов". Это сложный, долгий путь постоянного самопринуждения, духовной брани. Для того, чтобы вести эту брань, необходимо оружие и самое высокоточное, совершенное оружие имеется в Православии. Но им нужно учиться пользоваться. Когда человеку, всю жизнь имевшему дело только со счетами, приходится осваивать компьютер, то он весь внутренне протестует, негодует: "Зачем мне такие сложности!? Да я никогда не научусь с ним обращаться!" Но по мере овладения инструментом, он уже не представляет как раньше обходился без него. Переступив порог храма, кто-то пугается — да тут все непонятно, страшно, мне тут не место! И вот тут нужна молитва и помощь. И скоро милостью Божией и усердием, человек не мыслит себя вне стен храма, жадно впитывает слова, пытается уяснять тонкости и непонятные места в богослужении и с удивлением обнаруживает, что страшный и непонятный доселе мир открывается несметными сокровищами живого православного духа.  
 
> Зная всё это на собственном опыте, я просто не могу принять идею того, что "хочешь стать христианином, учи церковнославянский". 
 
Конечно нет! Но церковнослявянский, при должном усердии, откроет перед человеком всю полноту православного богослужения. Зачем же заранее лишать себя этого? 
 
> Ещё раз повторяю — молодое вино не вливают в мехи старые. Придёт время, и новообращённый сам потянется изучить то, что ему непонятно. 
 
Совершенно справедливо. Но не прийдет же нам в голову из-за этого менять церковные каноны в угоду нашей необученности. Есть катехизация, 
есть проповедь и есть литургика.  
 
> В таком случае по какому принципу Вы вибираете, чью точку зрения принять? 
 
Я чадо церкви и оказываю ей послушание. Есть мнение Патриарха, с какой стати мне нужно этому противиться, тем более, что я считаю его постановление правильным. 
 
> А вот мне кажется, что он идёт по пути привлечения новых членов Церкви, и тут выбранный им способ вполне удачен. Пока его осуждают, он успешно проводит катехизацию, в частности работает с заключёнными. Может и им старославянский изучить прикажете? ;) А что, всё равно им в тюрьме делать нечего... ;) 
 
Увы, если бы о. Кочетков занимался только катехизаций, то к нему, возможно, и не возникло бы вопросов. Но когда его катехизаторские приемы распространяются на область мистическую, на богословие и богослужение, то тут нужно внимательно присмотреться к сущности этого богословия. Несомненно, его прихожане приходят в Церковь, но вот остаются ли они в ней, продолжая следовать ему? 
 
> Кирилл, Вам знакомо такое понятие "мания преследования"? Я ни в коем случае не имею ввиду Вас, но у меня просто сложилось ощущение, что некоторые слишком ревностные отцы ею страдают, и потому часть их обвинений против "обновленцев" зиждется именно на этом. 
 
Почитайте жизнеописание и труды архиеп. Иллариона (Троицкого). Это хоть и про давнишних обновленцев, но весьма поучительно ныне. 
 
С уважением, 
Кирилл.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]