Re (1): Михаил, помогите...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 00:14:22 06/03/1999
в ответ на: Re: Михаил, помогите..., отправлено чтецъ Михаилъ 21:19:27 05/03/1999

>> ...найти упоминаемый Вами (и мной) рассказ в Древнем Патерике. Я не помню, чтобы этого человека перекрещивали потом (что значит — "во образ крещения"? Вхолостую?). Укажите место в книге, пожалуйста. 
>  
> Къ сожалению, въ данное время моя библиотека не доступна для меня и я не могу назвать ни страницы, ни названия книги (м.б. это "Лугъ духовный"?).  Но этотъ случай весьма известный — я имею въ виду решение архиерея.  М.б. братъ Алексей Чумаковъ поможетъ намъ, у него, сколько помнится, стоятъ прямо ящики съ книгами подъ рукой :-). 
 
:) В том-то и беда, что "в ящиках". Есть несколько похожих случаев — то что МИхиал привел, из "Луга Духовнаго" Иоанна Мосха. Там три путника шли по пустыни, одни стал умирать, просил крестить, те его крестили песком. Он после этого ожил и они благополучно пришли в город, к епископу. Тот, помнится, три дня молился, не мог решить как поступить призывал пресвитеров. Потом решили, без сомнения крестить в святых водах реки Иордан.  Есть и другие поучительные случаи такого рода — например, случай с актером, который в порядке осмеяния христиан в ходе комедии велел себя "крестить". После этого на него так неожиданно подействовала крещенская благодать (подаваемая, разумеется, всегда и только Богом) — он уверовал в Христа, что и исповедал. Епископ признал его крещеным. Сходный случай кажется в Александрии, с будущим Св. Афанасием Великим — мальчиком он играл с детьми изображая церковные службы, причем одни были "пресвитерами" другие "диаконами" и проч. По ходу игры они окрестили желавших того сверстников- язычников. Местный епископ об этом узнал, дело расследовал, и признал тех детей крещеными. Кроме того, во времены гонений на веру в той же Александрии масса народы была крещена обливанием — сноска в "Житиях Святых" указывает что таков нередко был там способ крещения. Но это было давно. 
 
> Кстати говоря, на Св. Горе далеко не везде (особенно раньше) причастятъ или дадутъ служить обливанцу, т.к. въ Греч. Церкви, въ соответствии съ древнейшимъ преданиемъ (Алексей, прошу не стрелять) обливанцамъ канонически запрещено быть въ списке клира.  Въ каноне при этомъ писано, что запрещается это того, ради, что НЕ ИМУТЪ ПОЛНОЙ ПЕЧАТИ (к-я подразумеваетъ среди прочаго и разумъ Божий — не потому ли теперь такъ много разныхъ людей, которые не стесняются везде и всюду заявлять, о своемъ не согласии съ учениемъ/преданиемъ Церкви, торговать водкой и т.п., что ихъ крестили такимъ вотъ образомъ?  Такое заключение логически вытекаетъ изъ этого правила). Такъ что тамъ какъ разъ предлагаютъ, какъ они говорятъ, восполнить бывшее надъ ними обливание/кропление. 
 
А о. Никольский в своем "Учебном Уставе" чрезвычайно едко отчитывает такого рода доморощенные "исправления". С другой стороны верно, что в древности крещеных "клиническим" крещением (при смерти, то есть) в клир не принимали (те ставили этот факт в число препятствий к священству — а таковых порядочно). Но вот "исправлять" тоже вроде не исправляли — выходит, "недокрещеный" что-ли? Бог благодати "недодал", "не всего" освятил и очистил? "Не весь" спасется — или "не совсем"? Но логика конечно многих не останавливает и не остановит. Некоторые просто крестят (греки-зилоты например) а некоторые применяют "условную формулу" — крещается раб божий..., аще не крещен". Тут много от батюшков зависит. Трудновато может быть переменить взгляды, напр. весьма заслуженных священнослужителей происходящих из Юго-Западной Руси... 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]