Отличие святых от махатм.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Г.Белодуров 00:45:31 27/01/1999
в ответ на: Ошибались ли святые?, отправлено Александр Иванов 22:24:58 26/01/1999:

Здравствуйте, братья и сестры! 
 
Спасибо за хорошую статью с большим колличеством цитат. Насколько я понимаю, само появление этой статьи связано с обсуждением богословской дискуссии святителей Феофана и Игнатия. На мой взгляд, святые могли расходится в НЕСУЩЕСТВЕННЫХ частностях. Например физические свойства объектов духовного мира. На деле решение подобного вопроса и несущественно и невозможно. Если вас интересует этот вопрос, то вам необходимо сделать выбор. Или брать с собой осцилограф, вольтметр и прочую технику, или отказаться от самой постановки эксперимента, посвятить себя посту и молитве, и дай Бог, сподобиться видению ангелов! Т.е. молитвенное и научное состояние взаимоисключающие вещи. Думается и в раю, в мире непосредственного Богообщения, праведникам недоступно примитивное любопытство, ибо согласно опыту святых пребывание в любви Божией, столь сильно по своим переживаниям, что вопросов праздного характера не возникает( ср. воспоминания прп. Силуана Афонского о его встрече с Христом). Потому существуют незначительные с точки зрения христианского спасения, которые в том или ином виде отражены в писаниях святых неверно, в духе их времени. Подобные моменты встречаются и упомянутых святителей, напр. использование понятия "эфир", отброшенное физиками, после знаменитых опытов Майкельсона. Бессмыслено создавать учебники физики или химии, по писаниям Св. Отцов. Св. Отцы — учителя спасения, источники догматических толкований... Это не всезнайки с подземной "супербиблеотекой" о всех тайнах природы, каковыми рерихианцы считают своих махатм. Потому, какое-то ошибочное мнение в незначительных вопросах у Св. Отцов не может бросить тень на Истину, проповедываемую Церковью. Подобные же огрехи со стороны махатм и их собеседников, является доказательством того, что у рерихианцев просто воспалена фантазия, а их махатмы — не те за кого себя выдают.  
 
Что касается модного слова теологумен, то здесь, кажется нужно быть осторожным. Теологумен теологумену — рознь! Некоторые прикрывают словом "теологумен" явно еретические высказывания, порождающие догматические последствия. К таким бы я отнес напр. "Софиологию".  
В тоже самое время мы более ничем, кроме догматов, не ограничены в богословском творчестве. Потому могут и должны существовать различные мнения, различные теологумены христианского, православного сознания.  
 
Спаси Вас всех Господь! 
 
Георгий


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]