Re: Мнение о "критике" о.Валентина Асмуса


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Г.Белодуров 10:22:39 07/03/1999
в ответ на: Мнение о "критике" о.Валентина Асмуса, отправлено Феофил 13:57:58 06/03/1999:

Любезный Феофил! 
 
Несколько реплик на Вашу рецензию. 
 
> Прочитал статью о. Валентина Асмуса и скажу честно: не ожидал от богослова, претендующего на роль ведущего в РПЦ, такой недалекой статьи, рассчитанной на легковерного читателя. Видимо наша духовная лень стала для них столь очевидной, что они даже не утруждают себя серьезным анализом того, что и как пишут, проглотим и так. 
 
Кто это "они"? И кто это "мы"? Если мне критика о.Валентина показалась обоснованной, то кто я? Я — то же "они"? Сам принцип такого разделения между православными неуместен. Православные — это "мы"! А они — не православные, и потому о. Валентин — тоже "мы"! 
>  
> Никакого анализа и ответов на многие вопросы, поставленные матерью Марией, отец-критик не дал. Зато проявил яркий образчик коммунистического подхода в критике, надо сказать весьма не порядочного, а для священника и вовсе не допустимого. 
 
Чадо милое, Феофиле! Сколько Вам лет и как хорошо Вам знаком "коммунистический подход в критике". Вам что резануло упоминание об эссеровском прошлом м. Марии. Но почему Вы не обратили внимание на контекст? Или это связано с упоминанием позиции Константинопольского Патриархата? Но это упоминание касается не статьи, а людей взявших на себя дерзость опубликовать столь "соблазнительное" произведение! А соблазнительность его очевидна хотя бы потому, что вызывает столь разгоряченную дискуссию, в том, что она делит православных на классы и тем убивает любовь в "высших" классах, по отношению к низшим, я уже не говорю о том, что в Церкви все едины по слову Божию!  
 
> Надо сразу сказать, что бы не дать спекулировать на этом непорядочным критикам, что ни Церковь Христова, ни ее святые подвижники не относятся к первым четырем типам благочестия, тонко описанным м. Марией.  
 
Теперь об этой фразе! Что за бред! Все наши святые и любили и чтили Православный устав, — в богослужении, в постах! Или нет? Из-за чего же тогда разошлись с католиками? Из-за "фелиокве", из-за одного слова! но в нем Православие усмотрело скрытую хулу на Духа Святаго! Упоминаемый св. кн. Владимир сам обвинен м. Марией в эстетском отношении к Христианству! А уж сколько св. аскетов знает наша Церковь!  
 
> По большинству пророческих обличений м. Марией уклонений от Евангельского пути критик не потрудился дать вовсе никаких ответов. Осталось не понятно толи он их вовсе не видит, толи выражает молчаливое согласие с автором. 
 
Об этом я вам сейчас пишу большой разбор статьи м. Марии. 
 
А теперь о том, что не заметили у о. Валентина Вы?  
Вопервых, я не согласен с мнением, что его критика "карикатуризирует" что-либо!  
Во-вторых, Понимая несомненную слабость и вредность статьи, о. Валентин дает возможность почитателям м. Марии отступиться от этой публикации. "М. Мария не публиковала ее, видимо считая, что эта статья вредна, а тяжесть обвинений за появление статьи в печати лежит на публикаторах" — именно так, те кому дорого имя подвижницы должны отвечать за справедливые упреки на критику, и за подсказску стоит о. Валентина только поблагодарить!  
В-третьих, биографические данные о м. Марии подобраны таким образом, чтобы стали понятны идейные и жизненные истоки подобной статьи. Поэтесса, она же экзальтированная дамочка-эссерка, обладающая кипучей энергией и железной хваткой(иначе трудно руководить городом в годы гражданской войны!), — этакая "la famme terrible", редкий но не единичный персонаж в нашей истории. Я даже знаю еще одну такую — мадам Блавацкая! Даже стиль изложения у этих женщин похож! Но если Блавацкая в "Разоблаченной Изиде" громит более всего католичество, то православная монахиня(!), взявшая обет послушания, образец смирения, разносит в мелкую щепу Православие!  
 
Теперь два слова об ответственности Православной Церкви за катастрофу 1917 года! Ккак не странно, именно Православие удерживало эту катастрофу долгое время. Посмотрите, как быстро разразилась в тихой и спокойной Франции революция в 1789 году. А ведь та революция наряду с антимонархическими имела и антицерковные лозунги. В конце же 19-го, начале 20-го веков, Русское Православие, без сомнения переживает духовный подъем. Оптинское старчество, Труды великих светильников веры — Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, с. Иоанн Кронштадтский, всенародное прославление прп. Серафима Саровского! Но поздно. С петровских времен зараза пренебрежения Церковью расточала тело России. Люди желали жить без Бога. Но Бог милостив. Он позволил нам это. "Попробуйте!" Мы попробывали и умылись кровью! Нам бы покаяться и бежать в церковные стены, истово поклоны класть и плакать, вдыхать благоуханный ладан, и вопить в душе, "Отче, се сын Твой! Согрешил на Небо и пред Тобою, не смею взирать на высоту Твою из глубины греховной!", но гордость паче разума упрямо подзуживает "Церковь виновата!" И этот голос гордости, а не Евангельской любви пронизывает всю статью о "классификациии" благочестия. 
 
Спасайтесь, да поможет вам Бог! 
Ваш во Христе, Георгий!


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]