Re (4): Еще о канонизации Царя.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Кирилл Никоноров 18:45:46 07/03/1999
в ответ на: Re (3): Еще о канонизации Царя., отправлено Фома 02:28:25 05/03/1999

Здравствуйте, Фома! 
 
> Однажды батюшка на проповеди сказал, что святые (кроме того, что Вы назвали) — еще и образец для подражания в нашей жизни. Если прославят Царя в лике святых, значит ли это, что я могу жениться на своей племяннице? что могу не беспокоиться о том, что нет сил бросить курить? что игра в карты — не грех? что нудизм — это нормально? 
 
 
Государыня Александра Феодоровна не была родной племянницей и их брак не нарушал никаких законов, ни человеческих, ни Божиих. 
Далее, прославления Царя Николая II никак не связано с его личной жизнью. Речь идет о его канонизации, как страстотерпца-мученика, как добровольно пострадавшего до смерти и не отрекшегося от Христа. В таком же чине были прославлены многие святые. Вспомним свв. князей Бориса и Глеба, Игоря, Ярополка, св. Андрея Боголюбского, царевича Димитрия. Из преподобных страстотерпцами можно считать свт. Филиппа митр. Московского, преп. Корнилия Псково-Печерского, свмч. Ермогена и еще многих. Не у всех из них личная жизнь могла быть совершеннейшим примером для подражания, но всех их объединяет то, что они даже до крови исповедали Святое Православие. "Насильственная же смерть их воспринималась как великое бедствие, а ее виновники считались совершителями тяжких злодеяний. При этом, подобно тому, как это делалось в отношении мучеников первых веков, и здесь "пострадавшие до смерти члены Церкви вносились в списки святых без особо тщательного исследования их жизни, в силу их подвига — очищения мученической кровью". "В богослужебной практике и современной житийной литературе слово "страстотерпец" стало употребляться в применении к некоторым российским святым, которые не были мучениками за Христа в строгом и прямом смысле слова, но окончили свою жизнь насильственной смертью от руки "противников", попавших в "сети диавола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2,25-26). Таковыми "противниками" могут быть жестокие, одержимые страстью гнева или гордыни, люди: мятежники и убийцы, борющиеся за овладение властью или за удержание ее; особенно же активные богоборцы, прикрывающие свои идеологически мотивированные злодеяния мнимой толерантностью в отношении самих носителей христианской веры и благочестия". (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Изд. 2-е, 1900) 
 
Кроме этого скажу, что Царская Семья может являтся идеалом для подражания, как семья православная. Их отношения — действительно образец для подражания. Говоря же о святых, ваш батюшка, скорее всего, подразумевал не личную их жизнь, а их веру, то, за что они были удостоены от Бога венцов. И здесь Царская Семья — это несомненный пример для подражания. 
 
"Русские люди, — пишет архиепископ Серафим (Соболев), — но горькому опыту теперь знают, к каким гибельным последствиям для русского Государства привело их недовольство царской властью, их открытое осуждение Императора Николая II, доброго и православного Царя" . Как бы ни сложились дальнейшие судьбы русского народа, он нравственно обязан покаяться в содеянном им или от его имени в 1917 году. Это покаяние должно быть не заявлением политического характера, а настоящей христианской "метанойей" и воздаянием благодарной памяти замученным. Именно такому покаянию способствовало бы провозглашение Церковью в акте канонизации Государя и Его благочестивого семейства как страстотерпцев. Об этом комиссия Священного Синода по канонизации в сущности уже сказала следующими словами: "И жертвы политических убийств могут быть святыми страстотерпцами, так как их убивали как символ Православной Руси"  
 
С уважением, 
Кирилл.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]