Спасибо, Вы меня порадовали.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Г.Белодуров 11:01:07 08/03/1999
в ответ на: Re (1): Мнение о "критике" о.Валентина Асмуса, отправлено Феофил 09:54:20 08/03/1999

Дорогой Феофил! 
 
Я рад Вашему ответу, надеюсь, что Вы порадуетесь моему. 
 
> Приношу свои извинения, если обидел Ваши чувства. Верю, Вы отнесетесь к моим и любым другим обидам истинно по православному, т.е. со смирением.  
 
Вы меня не обидели. В прежнем своем сообщении Вы лишь удивили меня, заставили возразить Вам. Но обижаться — избави Бог. 
 
>  
 
> "Они" — это околоцерковные политические силы, пытающиеся использовать Православие в своих политических целях и сделать Христианство идеологией масс. Более быстрого и эффективного пути, как привлечь массы к борьбе на своей стороне, используя "инстинкт православия" в русских людях, просто нет. Как определить, кто "Они", а просто — "Они" переводят любую богословскую дискуссию в политическую плоскость, что я увидел и у о. Валентина. Я считаю любое политическое движение в большей или меньшей степени беснованием, будь то коммунизм или демократия или национализм.  
 
Немного непонятно. 1. "Они" — пытаются сделать Христианство идеологией "масс". И 2. "они" — в большей или меньшей степени бесноватые. Впервые вижу бесов увлеченно христианизирующие "массы"! И признаюсь, что я тоже был бы не против христианизации "масс", поскольку "массы" — это мы, и я — крупинка "массы". Но вот когда "массы" верят в Христа, это уже я называю "народ Божий". Вообще знаете ли "массы" слово не христианское. Высокомерное и коммунистическое. Уж я-то про коммунизм помню все хорошо.Теперь о политических силах стремящихся к христианизации. Не подскажете ли кто, я буду знать за кого голосовать на выборах. А то на мой взгляд, никто из политиков в наше время не желает этого.  
 
> "Мы" — это русские люди "во плоти и крови": мать Мария, о. Валентин, Вы, я, и в томи числе те, кто вольно или невольно, являются носителями идеологий типа "Они". Господь призвал нас любить друг друга, не смотря на наши политические убеждения, а христиан еще призывал обличать друг друга. Другого пути спасения кроме Христианского, просто нет. Но он очень узок и не все его находят и видят. Георгий, посмотрите дискуссии на нашем форуме по поводу отношения к властям и Вы это почувствуете. Я не борюсь с "плотью и кровью", а лишь пытаюсь со всеми вместе найти этот Христов "узкий" путь. 
 
Не могу последовать Вашему совету. Не могу проводить препарирование кого-либо проверяя на политическую заинтересованность. Для меня все посетители форума — люди. У каждого свои трудности, а то и свои заморочки. В каждом свои достоинства и добродетели. Каждый носитель образа и подобия Божиего. Каждый призван спастись. Люблю каждого вне зависимости от его заблуждений. И Вас Феофил тоже. И уж простите, искать в них "ведьм" не хочу. И не буду. Называйте меня страусом, Ваше право.  
 
> Вас, Георгий, я к "Они" не отношу, т.к. "Они" просто в начале разговора приклеивают тебе ярлык "враг" или "еретик" и дальше не разговаривают. Мы же с Вами приятно беседуем.  
 
Взаимно. 
 
>>Но почему Вы не обратили внимание на контекст? Или это связано с упоминанием позиции Константинопольского Патриархата?  
> Я бы расширил содержание слова "Мы" еще и на Константинопольский Патриархат. Если позиция последнего является заблуждением и несет какое -то зло, давайте обсудим и это и укажем им, но с любовью, которая "все покрывает". 
 
Я не хотел бы вдаваться в позицию КП. Он упомянут в том смысле, что эта позиция отличается некритичностью и либерализмом в собственно церковных вопросах, что и позволило изъять статью о м. Марии "из чемодана". Вот и все. 
>  
>>Но это упоминание касается не статьи, А ЛЮДЕЙ (!) взявших на себя дерзость опубликовать столь "соблазнительное" произведение! А соблазнительность его очевидна хотя бы потому, что вызывает столь разгоряченную дискуссию,  
 
> Апостол языков писал нам: " Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные." (1 Кор. 11:19). Действительно, обсуждать вопросы надо, но с "разгоряченным" любовью сердцем, а не с головой. И не в коем случае нельзя бороться с людьми. 
 
Бороться с людьми не христианское дело. Я верую, что каждый исповеданный перед Господом грех получает прощение. Может быть публикаторы покаялись и прощены. Но плоды их греха живут уже сами по себе. Статью читают люди, молодые и неподготовленные, делают скоропалительные выводы, зараза недоверия к народному и монашескому благочестию раползается и серьезно вредит многим. "Соблазнять малых сих" — тяжкое преступление перед Господом.  
 
Единственная моя цель — врачевание. В меру моих небольших сил. Жаль, что болезнь тяжела. Даже опытному богослову, каким является о. В.Асмус не удается убедить Вас, Феофил. Может быть не удастся и мне. Но по Вашему же слову, я не буду зарывать голову в песок и моя статья в будующем состоится.   
>  
>> Все наши святые и любили и чтили Православный устав, — в богослужении, в постах! Или нет? Из-за чего же тогда разошлись с католиками?  
> И я, грешный, люблю и чту Устав и стараюсь по мере своих сил исполнять. Но я против превращения его в объект поклонения, т.е. в идол. "Не сотвори себе кумира"! После изучения истории разделения с католиками, у меня сложилось впечатление, что таковое произошло не по причине "разномыслия", а по той же причине недостатка любви. Была бы любовь друг к другу, терпение, то был бы диалог и была бы возможность исправить заблуждающихся католиков. 
 
Вот и опять Вы меня утешили. Вы чтете Устав! Я рад. Но где вы заметили в исполнении устава "кумира". Мы говорим не о старообрядцах, надеюсь, хотя их рвение в исполнении буквы устава, превратившись в самоцель, тоже нельзя огульно осуждать. Мы должны учиться уставу у них, не теряя истин Христовых, не теряя кафоличности Церкви. Ведь фарисей осужден у Христа не за следование букве закона, а за то что возгордился над мытарем. Церковь учит нас фарисееву послушанию закону и мытареву покаянию. Сложна задача? Не спорю. Но помолясь будем творить это в меру наших сил! 
>  
>>Упоминаемый св. кн. Владимир сам обвинен м. Марией в эстетском отношении к Христианству!  
> Возможно, для этого есть основания. Ведь послов поразил храм Святой Софии, богослужение, в котором они не могли еще ничего понять, число людей на службе, а об учении Христа они знали мало. Но пишу "возможно", потому что есть еще и действие Духа Святого, который где хочет -там и дышит. Т.е., возможно, имело место мистическое действие Откровения Божьего. Но это не умаляет факт наличия "эстетического" благочестия у наших ОТДЕЛЬНЫХ предков и у нас. 
 
Во-первых, в Христианстве главное не учение, а сам Христос. Во-вторых савершенно безразлично, какими путями человек приходит к Господу. Важно, что он делает потом. А уж то, что св. Владимир познал Христа говорит хотя бы та разительная перемена, которая произошла с ним. Он превратился из кровавого тирана и развратника в кроткого и любимого народом правителя, нежно прозванного "Красным Солнышком". Вспомните о. Алексея Мечева и его наставление духовным чадам "Будьде всем солнышками!". Старец знал, что говорил! А князь Владимир стал солнышком всему народу. Вот каков облик этого святого, а вовсе не ротозей, обалдевший при созерцании Божественной Литургии в Софийском соборе.  
>  
>>А уж сколько св. аскетов знает наша Церковь!  
> " сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: `отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму."(Мф. 3:8). Нам надо самим быть аскетами, а не убеждать окружающих, что мы аскеты на основании того, что аскетами были наши Святые Отцы. 
 
А я не о том глаголю. А о том, что "четвертый тип благочестия" дал вопреки вашим словам целый сонм святых. Я же не аскет, а грешник. И никого не убеждал в этом. Но аскеты в нашей церкви есть и сегодня. 
 
> Замалчивание проблем ни к чему хорошему не приведет. Как кто-то писал на форуме: "поза страуса" удобна, но очень уж не красива. Или что то вроде этого. Я уже высказал свое мнение о том, почему не публиковалась статья тогда, повторюсь: 40 лет водил Моисей свой народ по пустыне, с тем что бы никто из познавших "египетское рабство" не вошел в землю обетованную. Во время м.Марии ее зерна упали бы на твердую почву и были бы "склеваны птицами". Сегодня время наступило, возможно, число носителей "порочного" благочестия и число людей готовых пойти за Христом, сравнялось. 
 
Это Ваше частное измышление. Но оно имеет некоторый недостаток. Истина не боится птиц. Зная жертвенность и героизм м.Марии трудно предполагать, что наличие "птиц", в лице в первую очередь преподавательского состава Св. Иоанновского института моглу смутить ее в отстаивании истины. Кстати те "птицы" были "Орлы", не чета нынешним парижским "зябликам"( за исключением В.Н. Лосского, конечно!) В те времена институт представлял собрание исключительных по своей силе богословской мысли людей. Что не имя, то могучий ум! Булгаков, Флоровский, Федоров, Вышеславцев, Керн, — далеко неполный перечень сотрудников института. 
>  
> У нас на Руси принято об умерших говорить либо хорошо, либо никак. Дорогой Георгий, Христом Богом прошу: перестаньте бороться с людьми, это очень опасный путь. Есть их мнения, давайте рассуждать об них. И надо смотреть не на то, как жил человек раньше, а как он провел последние дни жизни и даже мгновения. Мать Мария последними своими делами доказала истинность своего пути. А если отрицать это или представлять как случайность, то мы можем отвергнуть факт спасения разбойника, висящего на кресте рядом со Спасителем, будем должны отвергнуть святость Марии Египетской, ведь она была блудницей, отвергнуть учение других наших святых, которые по молодости не всегда были на высоте.  
 
Самое парадоксальное, что о говоря о личности м. Марии я не говорю о ней одновременно. Единственный аспект этого разговора понять, каким ветром нанесло те идеи, которые содержаться в статье. Исторический интерес к м. Марии для меня совершенно незначительный. Более того, часто произведение автора не имеет реальных источников в его биографии. Тогда о биографии можно не говорить ни слова. Но часто бывает, что и наоборот. К моему сожалению в данном случае мы имеем последнее. Почему к сожалению? Да потому что приходится изучать жизнь человека, тратить время, изыскивать личные авторские мотивы, которые у нас грешных не всегда вписываются в каноны православной агиографии. Впрочем, чем вы смущаетесь? И у святых бывали ошибочные суждения! Об этом был разговор на форуме в свое время. И святые были в определенные моменты подвластны грехам, но это не повод, чтобы оправдывать, например блуд, на основании того, что им страдала Мария Египетская, или пропагандировать колдовство, помятуя, что св. Киприан был языческим жрецом. Нас интересует СТАТЬЯ, и если старые пристрастия м. Марии сказались на ее содержании, то ради Истины, без осуждения человека, нам не следует избегать деталей биографии автора. 
>  
>>Теперь два слова об ответственности Православной Церкви за катастрофу 1917 года! Ккак не странно, именно Православие удерживало эту катастрофу долгое время.  
 
> Здесь место нашего разномыслия. Мне тоже больно за страну, за Церковь, за то что людей наших учат заезжие миссионеры. А где же живое слово, действие самой Русской Церкви, которое зажигает сердца и заставляет людей отказаться от нечестивой жизни, отказаться от политической лжи и не поддаваться ей!? Не про нас ли сказал Господь: " знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: `я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг." (Откр. 3:15) 
> Нет горячности сердца Церкви сегодня, не было и тогда. А нечестивые люди вокруг нас — это тоже мы. И кто их может спасти, как не Церковь. Что же до самих верующих, то они то как раз и показывают многочисленные примеры, как надо относится к своим грехам. 
 
По счастью это не так! Во первых не стоит представлять себе Церковь, как что-то теплохладное, почивающее на лаврах. Церковь живет в условиях колоссального напряжения сил. Другое дело, что СМИ, через которые нам подается лишь парадный фасад РПЦ, формируют неправильное впечатление. Человеку, не знающему церковную жизнь рядовых приходов, даже трудно представить ту нищету и унижение, которую терпят приходы и священство российской глубинки. Вы начитались м. Марии и ожидаете, что мы бросимся в хосписы и лепрозории, но вместо этого нужно в первую очередь понять, что Церковь сама достойна помощи. Другое дело, что и помощь может получить от Церкви неожиданную оценку. Если протестант принесет в храм посылку с подарками, его не причастят за это! Ему не скажут, ну теперь мы верим, что можно не почитать святых и Богородицу. Поверьте, наши церковные либералы очень этому удивляются. Если новый русский "подаст от излишков" несколько миллионов, он не превзойдет старушку, которая принесла свой последний грошик. Но он не поймет это. Сколько я видел людей, да пожалуй я был такой и сам, когда чувствовал непонимание "холодностью" Церкви! "Я же здесь!"- вопило во мне гордое естество, — "Вы что, не видете? Это же Я-Я-Я-Я-Я-Я-Я-Я!!!!!!" А священник видел, что я молод и силен, что я умен и не безнадежен, и проходя мимо подходил к немощной старушке, или гладил по головке крохотного малыша! Ах, этот "холод", "холод"... Ах этот, ни с чем несравнимый холод ко МНЕ! Как трудно, как долго, как больно я преодолевал эту горечь в своем сердце! Как легко было воскликнуть: "Батюшка, но ведь Господь завещал Вам любить МЕНЯ!" И как трудно было понять, что он меня тоже любит. Любит как сына, но только не блудного, а того для которого он и козла никогда не зарезал, а не то что тельца упитанного. Но когда я понял это, то со всей отчетливостью осознал, что истинно, по слову Господа, "все мое Его, и все Его — мое!" Тем и жив доселе... 
 
Спаси, вас Бог, мой добрый друг!  
Георгий.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]