"Без Церкви нет спасения"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 15:28:43 31/01/1999
в ответ на: Re: кто такие еретики?, отправлено VladimirU 10:30:03 31/01/1999

Здравствуйте, Владимир! 
 
Указанные Вами книги я читал. Что касается "Протестантизма "восточного обряда" — я целиком разделяю Ваше возмущение антиканоническими действиями обновленцев. А вот насчет книги о. А.Кураева  "Вызов экуменизма" ничего худого сказать не могу, книга нужная и полезная, ничего еретического там нет. Если можно — приведите конкретные места, которые Вас так смутили. 
 
Если честно, я не совсем понял Ваше послание на форум. Оно не похоже на вопрос, ибо ответ был Вам известен заранее. А если это не вопрос, то что Вы предлагаете? 
 
Мне кажется, что имеет смысл различать тех еретиков и раскольников, которые сознательно противятся истине, и тех, которые просто не имеют возможности узнать о ней. К первым безусловно адресованы слова Св.Отцов: extra ecclesiam nulla salus — вне Церкви нет спасения. Вот слова новомученика архиеп. Илариона (Троицкого): "Не потому схизматики лишены надежды на спасение, что их крещение недействительно, а только потому, что они вне Церкви и во вражде с ней. Благодать Св.Духа получить и сохранить может только тот, кто соединен в любви с Церковью. Кто отделился от Церкви, у того нет любви. Нет любви Божией у того, кто не любит единства Церкви, — напрасно он говорит, будто имеет Христову любовь. Любовь может быть сохранена только в единстве с Церквью, потому что Дух Святой оживляет только тело Церкви... Поэтому все отделившиеся от Церкви, пока противятся ей, добрыми быть не могут; хотя бы их поведение и казалось похвальным — самое их отделение от Церкви делает их злыми... Спасает людей их любовь, которая есть благодать Нового Завета. Вне Церкви сохранить любовь нельзя, потому что там нельзя получить и Духа Святого". Прекрасные слова, но, обратите внимание, — здесь говорится о сознательном противлении Церкви. А как быть с теми несчастными, которые не имели возможности узнать о ней? Об их участи я не могу и не должен судить, Бог им Отец и Судья. 
 
Очень отрадно, что Вы цените истину Православия. Но спасает ли одна принадлежность к Христовой Церкви? Есть ли у меня повод гордиться своей православностью? Не я ли постоянно отпадаю своими грехами от Церкви, не надо мной ли батюшка каждый раз читает на исповеди разрешительную молитву "примири и соедини его Святой Твоей Церкви". Сейчас началась неделя о мытаре и фарисее. В этой известной притче Господь порицает праведника и оправдывает грешника, показывая вес той единственной добродетели, которой лишен был фарисей, и которая была у мытаря — смирение, осознание своего недостоинства. Конечно, мы должны знать, ценить и оберегать истину Православия, но при этом не забывать, что с тех, кому больше дано, больше спросится (притча о талантах). По разному будет спрошено с меня, у которого храм — на соседней улице, и с дикаря племени "мумба-юмба", который и о Христе-то не слышал, или с какого-нибудь итальянца, который в своей жизни ни разу не видел православного священника. Или для них — Бог не Отец, а отчим? Как я могу осуждать этого несчастного итальянца, когда у меня "под носом" драгоценный клад Православия, который ему и не снился, а я, окаянный, им почти не пользуюсь. Конечно, я не оправдываю бездействие католиков, протестантов и других, которые сегодня имеют возможность узнать о Православии и не делают все возможное. Я верю, что Господь хочет, чтобы спасся всякий человек. Следовательно, родившийся вдали от Православия имеет большие духовные силы, больший потенциал для поиска истины, чем родившийся в православной стране. Каждому — крест по силам. И не мое дело — судить другого человека, раз я свой крест нести не умею. 
 
Мне вспоминается один замечательный рассказ из "Древнего Патерика". Прошу прощения за возможные неточности, привожу его здесь по памяти. 
Идут два монаха и доходят до речки. Им нужно на другой берег. На берегу реки сидит человек с лодкой и чем-то занимается. Подходят отцы монахи ближе и видят такую картину: перед этим человеком — две кучки камней. Человек перекладывает камни и говорит: "Это мне, Господи. Это Тебе, Господи. Это мне, Господи. Это Тебе, Господи". Удивились отцы и спрашивают, чем это он занимается. "Я молюсь Богу" — был ответ. Засмеялись монахи и объясняют, что, дескать, это совсем не молитва. И пообещали они научить этого человека молитве, если тот их перевезет на другой берег на своей лодке. На том и порешили. Он перевез их, да позабыли они про свое обещание. Идут дальше и вдруг слышат — громкий крик: "Стойте!". Обернулись отцы и видят такую картину: за ними сломя голову несется их новый знакомый — не разбирая дороги, прямо по воде, как по суху — "Вы обещали научить меня молитве!". Ужаснулись отцы и получили хороший урок — не форма молитвы важна, а внутреннее расположение человека, верный настрой при молитве. 
 
И еще один известный рассказ, который удивительно подходит к теме нашего разговора. Ученик одного старца встретил одного волхва, т.е. колдуна: "Ах ты, говорит, еретик-собака!". Волхв разозлился и избил ученика. Затем повстречал того же волхва сам старец: "Здравствуй, добрый человек!". Удивился волхв такому обращению, заговорил со старцем и тот сумел с Божией помощью отвратить волхва от его заблуждений и обратить его в христианскую веру. 
 
С уважением,  
Александр.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]