Re: Еще несколько вопросов о Причастии и Литургии


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 09:49:00 28/03/2000
в ответ на: Еще несколько вопросов о Причастии и Литургии, отправлено Kirrr 08:18:59 27/03/2000
 
Попробую кратко ответить —
 
> 1. В чем смысл теплоты?
 
 
Теплотою означается Дух Святой. Таинства совершаются и оказывают свое действие через наитие св. Духа, поэтому и в литургии "за благо принято и установлено" вливать в чашу теплую воду, как образ Того же Св. Духа. Вливается теплая вода в потир не прежде а после освящения св. даров. св. Герман пишет "как из божественного ребра истекли кровь и вода, исполненная теплоты, так и во время причащения теплая вода вливаемая в чашу дополняет совершенный образ или вид таинства для причашаюшихся края потира, которые касаются как бы самого жизнодательного ребра."
 
Симеон Солунский пишет "...теплоту вливает в знак того что и мертвое тело Господа, по разлучении с ним души, пребыло животворным, так как Божество не разлучилось от него и все действия Духа в нем оставались. Но поелику теплая вода имеет живительную силу, то во время причащения она вливается с той целию чтобы мы прикасаясь устами чаши и причащаясь крови пили ее как бы от животворного ребра".
 
 
Кроме того, в ходе литургии к этому месту Христос изображен был символическими действиями распятым, то далее некоторые писатели видят изображение событий после распятия и смерти — целью которых и плодом было ниспослание Св. Духа на Церковь. Поэтому теплота "мея свойство воды и быв причастна огню" изображает Св. Духа который и Сам называется водою и на христовых учеников сошел в виде огненных языков, причем уже тогда когда уже совершилось все касавшееся Христа, поэтому и ныне вода вливается уже в совершенные и освященные дары. а так как Тело Христово образует Церковь, то и значит что оно восприяло Духа Святаго. Также пишут что теплота указывает на то что животворящий Дух не отступил от животворящего Тела Христа и по смерти.
 
 
Это я почти дословно цитирую по "Новой Скрижали".
 
 
> 2. Почему мы причащаемся именно смесью Тела и Крови, а не по отдельности, и когда это началось?
 
 
Я не знаю точно когда это началось, но вселенский смысл и распространение приобрело уже после отделения Армянской Церкви (у них не-вливанию теплоты был позднее придан символический монофизитский смысл. Надо бы еще глянуть в Скабаллановича, да нет под рукой. Литургии преждеосвященных даров также вошли в обиход в Константинополе после отделения монофизитов — неслужение их там они интрепретировали как признак "несторианства" так что в пику им и ввели служение их. Кстати и чтение Символа Веры на литургии также заимствовано от них — они этим чтением хотели подчеркнуть что вот, дескать, они не "слагают новой веры" как то якобы сделали на Соборе в Халкидоне. Опять же пришлось и православным начать читать (в Русской церкви — даже петь) Символ Веры.
 
 
> 3. Когда служиться Литургия Ап.Иакова?
 
 
Редко. Вообще это стандартная некогда литургия Иерусалимской Церкви и основная литургия сиро-яковитов. У нас она была вытеснена почти полностью литургиями Св. Василия Великого и Св. Иоанна Златоуста. Она довольно сильно от них отличается. Ее в некоторых епархиях служат в день памяти ап. Иакова. Причащение на ней (как и у монофизитов) — отдельно из Чаши и отдельно освященным Агнцем (поскольку современный вид причащения мирян гораздо более позднего (4-5 век) происхождения. Я лично никогда не присутствовал на этой литургии, но кажется недалеко от Вас, в Джорданвилле иной раз служат.
 
 
> 4. Как греки поминают мертвых, если они не приносят частные просфоры?
 
 
Они служат на одной большой служебной просфоре причем печать имеет уже как бы заготовленные отпечатки тех мест из которых вынимаются и Богородичная частица, и за живых и мертвых, и за святых, и Агнец (в середине). Это вместо 5 наших (никонианских) просфор. Записок они не приносят и помянники не читают.
 
 
 
 
>
 
> Спаси Господи
 
>
 
> Кирилл


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]