Re (2): Вопрос: Психология — "псевдонаука"?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Вета 09:15:36 03/04/2000
в ответ на: Re: Вопрос: Психология — "псевдонаука"?, отправлено Регент 01:16:59 03/04/2000
 
Я очень благодарна все Вам за внимание к моему вопросу.
 
   Из перечисленных Вами, гг. Анахорет и Александр, трудов я скопировала на диск те, что есть в интернет. Начала читать Дм.Авдеева.
 
   Думаю, что мне многое еще предстоит понять в соотношении в человеке духовного, душевного и телесного (хотя, казалось бы, всегда с большим наслаждением воспринмала толкование Св.Ап.Павла о человеке духовном, душевном и телесном).
 
   Вы были правы, г. Регент, я неточно сформулировала вопрос. Попробую уточнить. Когда я задавала его, меня действительно интересовала та его сторона, что касается моей собственной психической жизни и возможности коррекции ее (в чем убедил меня жизненный опыт) свыше, не моими собственными силами, но помощию Божией. (Повторюсь, я не обольщаюсь в степени исправления своих изъянов. Прекрасно осознаю зыбкую почву таких самообольщений: как раз тут же и низвергнешься в прежние грехи, да еще с большим погружением в свинство. Много раз это проявлялось и на форуме: думаешь что-то разъяснить, доказать собственную мысль, — ан, — и обидишь человека!)
 
   При всем том, для меня остается неясной пока мера присутствия психики (не души, естественно; думаю, суффикс -ик- добавляет иные, как мне кажется, утилитарные, смыслы) в верующем человеке.
 
   Чтение книги Д.Авдеева (пока, конечно, прочитано немного), с одной стороны, подкрепляет некоторые мои собственные заключения:
 
    "Глубокий невроз — показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада. Формы его различны: неврастения (уныние, "плач души" или раздражительность, нетерпимость); истерия, которая тесно связана с грехами гордыни и тщеславия; невротические навязчивости ("умственная жвачка", склонность к излишней рационализации). Грех, как корень всякого зла, близок к невротическим расстройствам. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение (об этом подробно пишет преосвященный Феофан Затворник в своих творениях). Грех определяет соответствующую духовную почву для возникновения невроза.
 
 
Кто-то может спросить: "Бывают ли случаи психологических срывов у православных христиан?" Да, бывают. Ибо в мире нет человека, свободного от греха. Но православные молятся ко Господу о помиловании, прибегают к врачующим душу таинствам покаяния и причащения. И милосердный Господь принимает кающихся, восстанавливает в них свою благодать и дарует душевный мир.
 
 
Психотерапия насчитывает сегодня порядка 1000 психокоррекционных техник, пытаясь постоянно меняющимся образом помочь мятущейся душе. Но количеством качества не подменить. Истинное излечение от душевной скорби может произойти только через покаяние, что требует духовных усилий и непривычно для немалой части наших современников (в том числе и врачей)".
 
   О том же, наверное, и Ваша, г.Регент, цитата из проповеди проиерея о.Владислава Свешникова (кстати, я видела его, поэтому мне дороги новые штрихи в его облике):
 
   > процитирую слова (не опобликованные, но сказанные на одной из проповедей) протоиерея Владислава Свешникова: Там, где начинается психология — кончается духовность.
 
   > (Прошу не рассматривать эту фразу как отрицание науки психологии как таковой)
 
 
 
   В собственном случае нахожу подтверждение именно этой позиции. Но чувствую, что далее речь пойдет и о психических повреждениях, не вызванных грехом, или, по крайней мере, грехом именно данного человека. А о тех, которые есть следствие первородного греха. Видимо, именно сюда будут им отнесены "эндогенные" повреждения? (эти сведения для меня еще впереди).
 
 
   Ваши предостережения, г.Анахорет, о недопустимости отрицания психиатрии и психотерапии, в некотором смысле отрезвили меня. Мне вспомнились действительно клинические случаи, когда разум (во всяком случае в земном понимании) "спит" в олигофренах, даунах или "затемняется" на время у шизофреников. С другой стороны, всегда ли это говорит об их духовном нездоровье? Сейчас рассуждаю не об образах юродивых как предмете художественной литературы (хотя и там, одна только Марьюшка в "Бесах" чего стоит!), а вновь, исходя из личных впечатлений.
 
   Больная болезнью дауна, некая Лена Г. (ей около 40 лет) воспринимает мир, как ребенок. Не буду идеализировать. Раньше (лет 10 назад), когда ее только удочерила Е. — психиатр, православная верующая — в Лене часто пробуждались темные порывы: она могла с детским. невинным интересом мучить животных, напр., вплоть до убийства), не способна была контролировать собственные половые наклонности, проч. Е. направляла ее развитие (в самых подробнейших бытовых мелочах) все эти годы, при этом обе часто посещали храм. Лена полностью не избавилась от темных порывов, она ведь не способна контролировать их разумом (который к ней и не вернулся). Но вот духовные просветления в ней наблюдают: дома она поет отрывки из церковных песнопений, много светлого, любовного говорит окружающим, как нам кажется, говорит "от Духа", — мы так искренне, по-детски любить не умеем, мне кажется. Не только храм она посещает, — специальную православную школу для детей-даунов (они ведь все так и остаются детьми). Странно при этом, что из отзывов специалистов об этих больных, я слышала, что они злопамятны, эгоистичны, проч. А у нее на губах и в глазах постоянно сияет детство и любовь.
 
   Другой случай: Маша (с тем же диагнозом), ей 22 г. В первые гг. жизни (по рассказам матери) болезнь была явлена в ней в крайне страшной форме, вплоть до внешних признаков (вывалившийся язык, выпученные глаза). Мать и отец прочитали громадное количество специальных работ по этой болезни американских и, особенно, французских, исследователей, вступили в переписку со многими из них. Девочка занимается в той же школе. Родители также верующие (естественно, православные). Они воспитывали ее трудом, вынуждая адаптироваться в житейских ситуациях самостоятельно. Мать, например, посылала ее в магазин (в 6 лет) по нескольку раз, упорно. Хотя девочка забывала о цели похода, теряла деньги. Такие поручения могли повторяться в течение дня, по количеству превышая 10 раз: пока, наконец, задание не будет выполнено. Сейчас Маша не производит впечатление больной, абсолютно! Я не знала бы этого, если бы мне не сказали. И то, сказали-то не сразу, и я воспринимала ее как нормального и умственно, и психически человека. Маша читает наизусть стихи (любимый ее поэт — Ахматова, любимое стихотворение "Я научилась просто, мудро жить..."), как она видит мир! Она поделилась со мною однажды на летнем отдыхе (мы выезжали с ее родителями в лес) своим видением неба.
 
   Возникает у меня вопрос: что же в данных 2 случаях подействовало? Психиатрическая помощь любящих людей? или Церковное Богообщение? А если бы в их жизни присутствовало только Второе? — была бы преодолена их ущербность, психическая, умственная и духовная (темные порывы)?
 
   Пока искала в интернет некоторые иные названные Вами, г.Анахорет, работы, наткнулась на обсуждение параллельной темы на форуме диакона Андрея Кураева. Диалог разочаровал меня отсутствием духовной глубины (это — к слову, с благодарностью создателям нашего сайта, который уже чувствую родным себе по духу: будто в дом родной попадаешь).
 
   Насторожила меня фраза одного из участников, в которой он определял шизофрению, как следствие прельщения (не это встревожило, с этим не спорю). Насторожило другое: Как один из шизофренических симптомов там фигурировал "мистический способ восприятия всех жизненных событий". Непонятна мне такая трактовка мистического мышления = как болезненного симптома. Разве может быть вера "немистической"? Разве хоть одно Евангельское слово звучит сугубо символически, а не мистически при этом? Когда в качестве примеров участник диалога приводил галюцинации, видения, проч. — и трактовал их как нарушение границ, защищающих нас от иного мира, — у меня возник вопрос:
 
   -Как, с подобных позиций, трактовать мистический опыт Св.Отцов? (у Игн.Брянчанинова в "Слове о смерти" приводится множество примеров чувственного видения бесов старцами — им дано было это во вразумление, в память смертную, в памятование человеческой греховности и знание о предстоящих мытарствах). Как Вы трактуете природу чувственного видения бесов? Как болезненный плод шизофрении? Мне все же ближе позиция Игн.Брянчанинова. (Он истолковывает проникновение в чувственную сферу обычного, греховного человека, бесовских видений как результат прельщений, — но не как душевную болезнь — шизофрению, или какую-либо другую). В том же ключе, как признак болезненности, трактуются маниакальные стремления личности. Что есть для нас вера, как не идея всей жизни?
 
   Не стала участвовать в том форуме, захотелось услышать мнения на нашем сайте.
 
   Страница озаглавлена: Болезни души и болезни духа. Адрес помещу в виде ссылки.
 
   Письмо сумбурно, вопросов много, изложены они бессистемно. Но если все же не погнушаетесь моим убогим изложением собственных сомнений, интересно было бы выслушать Ваши мнения. Как Вы понимаете, последние 3 случая — по поводу теперешних сомнений в границах влияния психиатрии (уже не "существования") по отношению к духовной жизни человека.
 
   Спаси Вас Христос!
 
   Вета (Алла).
 
 
   № 805. Болезни души и болезни духа:
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]