Re (3): Что ж...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Eugene 01:43:36 05/04/2000
в ответ на: Re (2): Что ж..., отправлено Александр Иванов 11:59:37 04/04/2000
 
>> нет, это не только мое мнение. Богословие архиеп. Илариона касалось не только учения о Церкви, хотя и там он, как человек горячий и сильно зависимый от своего учителя, не избежал крайностей: излишний ригоризм, не свойственный отцам Церкви присутствует в вопросе о действительности таинств.
 
>
 
> Нельзя ли еще конкретнее? Хотя бы ссылку, где Вы нашли расхождения с Православным учением у св. Илариона?
 
 
я Вам дал ссылку, Вы ее "скипнули" :-)
 
сайт о.Андрея Кураева — kuraev.vinchi.ru
 
 
>
 
>> Но главный камень преткновения, о который споткнулся и митр. Антоний и его последователи, это Крест Господень. В своих работах арх. Иларион доходит до того, что вообще не придает особенного значения Крестным страданиям, для него основное событие — Воплощение, а все остальное — лишь следствия...
 
>
 
> Ну и формулировочка... Даже автора т.н. "крестоборческой ереси" митр. Антония вряд ли можно упрекнуть в том, что он "вообще не придает особенного значения Крестным страданиям".
 
 
да, представляете, архиеп. Иларион очень яркий полемист и в запале пошел далее митр. Антония, который в своих поздних работах уже старался избегать тех высказываний своего "катехизиса", которые вызвали возмущение многих архипастырей и Афона... "Догмат искупления" гораздо более расплывчат.
 
 
>Не думаю, чтобы он согласился с таким определением. Тем паче сщмч. Иларион. Ссылки опять отсутствуют. Голословность выходит :(
 
>  
 
>> пока все, прошу прощения за несколько сумбурный ответ, но все упирается в недостаток времени...
 
>
 
> Евгений, я же Вас не тороплю. Я с форума никуда не денусь. Нужно время — берите таймаут, это лучше чем публиковать "рыхлые" комментарии.
 
 
нет, давайте поступим по другому, все же не я начал с голословных обвинений в "провонянии" кого-то схоластикой. Давайте Вы возьмете на себя труд ознакомиться с богословскими работами архим. Илариона и сформулируете для себя и для меня что Вы считаете схоластикой в богословии митр. Макария, и в чем арх. Иларион обвинял Русскую Церковь. Боюсь что большинство из обвинений можно будет переадресовать восточным византийским отцам...
 
 
Я могу за Вас начать: арх. Иларион заявлял, что Православию чужды понятия "искупление", "умилостивление", "правосудие", но тогда одним из самых ярых католиков окажется Апостол Павел, и в критике на изданную недавно книгу работ арх Илариона как раз и отмечались явные противоречия с учением апостола. Далее, скачем в самый конец патристического периода, берем омилию святителя Григория Паламы на Великую Субботу (только для примера, ей дело не ограничивается), и видим — о ужас — теже самые понятия в настолько "засхоластизированной форме" что Святителю бы не поздоровилось, если бы его богословские работы были переведены при жизни арх. Илариона... А ведь свт. Григорий — один из столпов православного богословия, это Вы должны знать если хоть немного знакомы с патрологией... Святителя Феофана Затворника столь нелюбимые Вами "обновленцы и экуменисты" тоже давно кличут ярым схоластом, а вслед за ними и "парижане" внесли лепту... А ведь Феофана можно назвать одним из исключений русского богословия, которому удалось сохранить верность святоотеческому учению при поразительной богословской чистоте его творений...
 
 
>
 
>>> "Особенное внимание обратить на философию, из которой должно преподавать с удивительною полнотою логику, впрочем уклоняясь от утонченностей, отвлеченностей и схоластицизма, вредно действующих на природную способность — на ум". Свт. Игнатий (Брянчанинов)
 
>
 
>> так, а это к чему? неужели для Вас схоластика это только вычисление плотности ангелов на конце иглы? вот до чего доводит недостаток школьного образования... прошу Вас разобраться в своей терминологии и не приводить ненужных цитат.
 
>
 
> На мой взгляд, в этой "ненужной" цитате ярко выражен взгляд свт. Игнатия на схоластику.
 
 
все же, определитесь с понятиями...
 
 
>  
 
>> и "очень советую" все же прочитать обзорную статью прот. Валентина Асмуса, я Вам ее уже предлагал, и не спешить с критикой...
 
>
 
> Читал. Что тут можно сказать, о. Валентин явно неправ, коль скоро ему противоречит тот же святитель Игнатий, живший в то время (о св. Иларионе молчу, раз он Вам не мил).
 
 
К его мощам я каждый раз прикладываюсь приходя в Сретенский, Вам надо только перестать монохромно воспринимать жизнь, богослов имеет право на ошибку ума, но священномученик (прошу заметить, а не святитель) засвидетельствовал своей "кончиной жития" что сердцем не ошибался. Тем более, что богословом он был очень слабым, Флоровский даже не включает его в свой список русских богословов. Увы, харизма чистоты догматических посторений дана была византийским отцам (и до сих пор сильна у греков) но не русским.
 
 
>Почитайте "О необходимости Собора...". Подборку высказываний Святителя о своем времени я уже не раз публиковал на разных форумах. Ну никак они не стыкуются с мнением о. Валентина.
 
 
 
Во-первых, никаких конкретных обвинений там я не нашел... что что понимать под тем о чем говорил свт. Игнатий можно только гадать. И чтобы опять избежать обвинения в голословности, если Вы уж так любите уличать в этом других :-) потрудитесь указать что именно не состыкуется
 
 
Во-вторых, мне странно видеть, что Вы выставляете его как авторитета в догматике, у свт. Игнатия не было на это ни образования ни опыта, он прежде всего  - практик и на деле познавал аскетический опыт древних отцов. Безусловно — ему сразу было видны искажения в духовной жизни запада, но он перенес это на богословское учение только вследствие своего незнания богословия отцов — к тому времени активное издание святоотеческих творений только начиналось. Очень показателен в этом отношении его спор с свт. Феофаном Затворником, который справедливо обличил богословие "Слова о смерти" в излишней материализации духовного мира. Кстати свт. Игнатий все построения там строил исходя из критики "католического богословия".
 
 
 
Если Вы хотите эмоций и восторгов то такие вещи "гефсиманская теория искупления" и т.п. как раз для Вас, но настоящая догматика обязана быть суха и скупа, также как не допустимы антропоморфизм и "реализм" в иконописи, ведь они повествуют о Тайне нашего спасения, и если Вам предлагают слишком логичные и красивые рассуждения то впору усомниться в их православности.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]