Re: о природе и искуплении. Евгению.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Павел П. 11:24:18 20/04/2000
в ответ на: о природе и искуплении, отправлено Евгений 13:38:58 12/04/2000
 
>>А как Вы понимаете повреждённую природу?
 
>
 
> Преп. Максим под поврежденностью человеческой природы понимал следующее: смертность, тление (подверженность болезням), подверженность стихиям и страстям. Он однозначно утверждал, что всему этому Адам не был подвержен до падения. Подверженность страстям он понимал следующим образом. Так как своим вольным падением Адам увлекся тварью вместо Творца, то это его увлечение (по повелению Божию) вошло в его природу и стало почти неодолимым. Слово "почти" здесь означает, что грех, тем не менее, всегда акт свободной воли человека, какие бы условия не склоняли бы к его совершению. Вся эта поврежденность природы сама по себе безгрешна, грех — всегда акт воли, а не свойство природы. До того как терминология не устоялась (а часто и после того), Отцы называли "первородным грехом" как сам акт воли прародителей, так и его последствия, передаваемые рождением, так что проф. Осипов не открыл ничего нового, называя последствия "первородным грехом" (важно не это, а что под этим понимается), и если бы дело было только в этом, то спор бы был чисто терминологический. Однако дело не в этом, а в том что подобные воззрения Отцов ставят крест на юридической теории искупления. Это не значит, что искупление никогда не описывалось Отцами в юридических терминах, они это делали и будут делать, важно понимать, что за этой внешней нравственной стороной этого явления стоит то, что совершается в самой природе вещей, в человеческом естестве и в церковных таинствах. Это для нас — православных — жизненно важно, это наше собственное участие в таинствах, это наша молитва, это наше спасение, это то, что отличает нашу аскетику и нашу Церковь от католиков.
 
> Согласно воззрениям преп. Максима Христос в силу Своего бессеменного зачатия и нетленного рождения от Девы был свободен от наследования поврежденной природы и в этом смысле был совершенный человек, каким был Адам до грехопадения, но воспринял поврежденность нашей природы добровольно. Как добровольно Адам пал, так и Христос добровольно наследовал последствия падения. По логосу сущности Христос был совершенным человеком, но по способу существования (тропосу) добровольно наследовал последствия падения. "Ибо что не воспринято, — говорят Отцы, — то не исцелено". Говорить о том, что Христос воспринял какую-то особую, отличную от нашей, природу, — так учат монофизиты. Подверженная действию страстей человеческая природа подталкивала Спасителя, как и всех людей, к совершению греха, но дух Его был невозмутим. Христос не был обуреваем страстями, так как Его ипостасная воля — воля Второго Лица Св. Троицы — не способна к уклонению от природной воли Божества. Как вольное уклонение Адама повреждает природу, так и вольное неуклонение Нового Адама исцеляет ее.
 
> Не желая насиловать нашу свободу, Христос действует через человеческую природу, соединяя нас с Собою в церковных таинствах, и, освобождая нашу природу от неодолимого тяготения к тварному, дает нам возможность свободно направляться к Творцу.
 
>
 
Всё почти-что хорошо. Только о повреждении природы Вы так чётко  и не сказали. Вы счиатаете, что повреждение природы — это безукоризненные стасти. Правильно? Можно поставить знак равенства?


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]