Re: Можно ли ребенку читать все подряд?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 00:53:42 28/04/2000
в ответ на: Можно ли ребенку читать все подряд?, отправлено Юрий 05:05:41 27/04/2000:

 
> Дорогие братья и сестры!
 
> Хотелось бы знать ваше мнение о теме.
 
> Моей дочери 10 лет. Читает все просто запоем.
 
> Стараемся воспитать ее в православной вере.
 
>
 
> Как вы думаете, хорошо ли ребенку читать, например, Толкиена, "Хроники Нарнии", фантастику, о колдунах и добрых волшебниках и т.п.
 
> Что вы думаете о книгах о Гарри Поттере, столь популярных сейчас среди детей, но, кстати запрещенной в одной из английских школ.
 
 
Мои дети читали все это. Дети, как и мы, живут в мире полном разных соблазнов, и скорее всего большую часть жизни проведут в "неправославной" и нехристианской среде. Поэтому очень важно дать им "иммунизацию", т.е. научиться самим выбирать доброе в условиях свободы, всилу внутренних мотивов (например, не блудить, хотя сверстники в школе блудят и всем все равно). Это сложно. Тут приходится действовать в основном по трем направлениям: ограничения контактов с дрянью (несмотрение телевизора, например, кроме видео), чтения полезной православной литературы (тут пожалуй Жития святых и книги об отдельных подвижниках почти не имеют конкуренции, хотя надо избегать всяких современных поделок. Странным образом, ностальгические писания вроде Шмелева мои дети почему-то не воспринимают, хотя мен нравится). Третье — хорошие неправославные книги, классика (один Гоголь чего стоит) которую читать-не перечитать, и русскую особенно и зарубежную. Толкиен и Льюис тоже ничего. Про Харри Поттера, и вообще фантастику — тут есть разные сильные мнения. Я лично в детстве много ее читал, всякой, и ущерба не ощущаю. Но некоторые очень на нее ополчаются, так что советовать не рискну. Мои дети читают — хотя в случае с Поттером, важно было именно понимание того, что именно там "не так", и они прекрасно с этим справились. У православных взрослых, особенно неофитов, бывает такое судорожное шараханье от всего "светского", и все виденное и читаемое они принимают за чистую (вернее, грязную) монету. А ведь многие фильмы и книги описывая какие-то безобразия как раз способствуют формированию отрицательного отношения к нему. Вроде как популярные в Америке само-издевательские мультфильмы, где "над собой смеются".
 
Резюмируя, я бы сказал так — от окружающего мира ни нам, ни детям удрать во "град Китеж" не удастся. Значит надо учится жить по христиански в нехристианском мире. Нельзя лицемерить с ними, лучше признать что какая-то книга интересна, прочесть ее, и потом может быть обсудить — а чаще всего дети и сами вынесут вполне трезвое суждение (что собственно от них и требуется). Еще важно не стать сектантами, когда под давлением внешнего мира верующие внутренне капитулируют, закукливаются, и изменяют Евангелию при этом иногда сохраняя внешнее "благочестие" — либо антихриста ждут, либо грызут других верующих и инаковерующих, или вовсе неверующих — все что угодно, кроме стяжания св. Духа. В "мире сем но не от мира сего" имеет две стороны, и Господь нам дает возможность самим научится, давая нам детей для воспитания. Есть такое мнение, что дети есть средство воспитания родителей...


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]