Как предается православие.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Crossader 17:48:11 17/05/2000:

 
Юра (Аммосов)! Ты меня спровоцировал послать это сообщение. Я не хочу вводить никого в искушение, но, видать, прийдется все-таки это отправить. Это написал в своей книге проиерей Владимир Ципин (Московская Патриархия), который тоже не любит "карловчан" (ака РПЦЗ), точно так же как и ты. Удивительно, что его советь эти ответы никак не связывают. Тем паче выглядит еще более удручающе воспоминание о третьем искушении Христа, после того как он взалкал на последний день в посте пред началом своего служения. Я лично сильно впечатлился.
 
Как не странно книга издана типографией архимандрита Тихона Щевкунова по благословлению Алексия 2. Я стараюсь не вырывать фразы и оставляю место для критике автором "иосифлян" и "карловчан".
 
 
Мне удивительно все-таки как церковная власть иногда может воротить, что хотеть, зная, что не последует осуждения, не последует церковного суда,  потому что все сидят в лагерях или всех уже вообще расстреляли, что нельзя это прямо назвать ересью — отступление. Поразительно. Да и только.
 
 
Скоро создам сайт на эту тему. А пока вот, наслаждайся.
 
 
 
 
 
 
 
Интервью Митрополита Сергия представителям советской и иностранной печати.
 
 
 
Взято из книги протоиерея Владимира Ципина (МП) «Русская Церковь 1925-1938». Со стр. 211.
 
 
 
  
 
 
 
  
 
 
 
Гонения, обрушившиеся на Церковь в годы «великого перелома», потрясли христианский мир. Видный русский эмигрант А. В. Карташев писал в 1930 году в журнале «Китеж»:
 
 
 
«Мы ждем от европейцев и христиан гордой брезгливости к кровавым чудовищам, позорящим XX век христианской цивилизации. И какое счастье и какая радость, что призывы к моральной изоляции мировых московских преступников исходят из среды христианских исповеданий. Лицемерная корыстная тактика безрелигиозных политиков должна быть изобличена носителями заветов Евангелия. Христиане чрезмерно деликатно уступили влияние на мировое общественное мнение лаически настроенным профессиональным политикам, и они довели до мировой опасности бесчеловечного коммунизма. Довольно этой ложной христианской скромности! Высоко и властно поднимем над близоруким материализмом знамя Богочеловека, знамя Господа нашего Иисуса Христа, и мировой голос христианской совести да сокрушит иерихонские стены коммунистической Бастилии!»
 
 
 
Гонения на христиан в России осудил архиепископ Кентерберийский, который в начале Великого Поста организовал в Великобритании моления о страждущей Русской Церкви, на которые приглашен был из Парижа митрополит Евлогий (Георгиевский).
 
 
 
2 февраля с призывом о молитве за гонимую Русскую Церковь выступил папа Пий XI: «Мы испытываем глубочайшее волнение при мысли об осужденных и святотатственных преступлениях, — говорится в его послании, — которые умножаются и усиливаются с каждым днем, и которые направлены как против Церкви Божией, так и против душ многочисленного населения России, дорогого нашего сердцу хотя бы уже из-за величия его страданий».
 
 
 
Настроения христианской общественности, заявления видных церковных деятелей влияли на позиции правительств западных стран по отношению к Советскому Союзу, в том числе и тех, кто по разным причинам заинтересован был в сближении с ним. Над Советским Союзом нависла угроза международной изоляции. Чтобы предотвратить ее, власти вынудили Заместителя Местоблюстителя дать два интервью, в которых он отрицал факт гонений на Церковь в СССР.
 
 
 
Первое интервью состоялось 15 февраля 1930 года для корреспондентов советских газет и подписано, помимо митрополита Сергия, членами Временного Патриаршего Синода: архиепископом Алексием (Симанским), архиепископом Филиппом (Гумилевским) и епископом Питиримом (Крыловым).
 
 
 
На вопрос, действительно ли существует в СССР гонение на религию и в каких формах оно проявляется, дан был ответ: «Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. В силу Декрета »Об отделении «Церкви от государства», исповедание любой веры вполне свободно и никаким государственным органом не преследуется. Больше того, последнее Постановление ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года совершенно исключает даже малейшую видимость какого-либо гонения на религию".
 
 
 
Вопрос: «Верно ли, что безбожники закрывают церкви, и как к этому относятся верующие?»
 
 
 
Ответ: «Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но проводится это закрытие не по инициативе властей, а по желанию населения, а в иных случаях — даже по постановлению самих верующих. Безбожники в СССР организованы в частное общество, и поэтому их требования в области закрытия церквей правительственные органы отнюдь не считают для себя обязательными».
 
 
 
Вопрос: «Верно ли, что священнослужители и верующие подвергаются репрессиям за свои религиозные убеждения, арестовываются, высылаются и т.д.?»
 
 
 
Ответ: «Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам, за разные противоправительственные деяния. Надо сказать, что несчастье Церкви состоит в том, что она в прошлом, как это всем хорошо известно, слишком срослась с монархическим строем. Поэтому церковные круги не могли своевременно оценить всего значения свершившегося социального переворота и долгое время вели себя как открытые враги соввласти (при Колчаке, при Деникине и пр.). Лучшие умы Церкви, как, например, Патриарх Тихон, поняли это и старались исправить создавшееся положение, рекомендуя своим последователям не идти против воли народа и быть лояльными к советскому правительству. К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата и продолжают вести себя, как политические противники Советского государства...»
 
 
 
Вопрос: «Соответствуют ли действительности сведения, помещенные в заграничной прессе, относительно жестокос-тей, творимых агентами соввласти по отношению к отдельным священнослужителям?»
 
 
 
Ответ: «Ни в коей степени эти сведения не отвечают действительности. Все это сплошной вымысел, клевета, совершенно недостойная серьезных людей...»
 
 
 
В связи с обращением папы в защиту гонимой Русской Церкви сделано было заявление:
 
 
 
«...Мы считаем излишним и ненужным это выступление папы римского, в котором мы, православные, совершенно не нуждаемся. Мы сами можем защищать нашу Православную Церковь. У папы есть давнишняя мечта окатоличить нашу Церковь, которая, будучи всегда твердой в своих отношениях к католицизму как к ложному учению, никогда не может связать себя с ним какими бы то ни было отношениями».
 
 
 
А по поводу выступления архиепископа Кентерберийского сказано было, что «... оно грешит той же неправдой насчет якобы преследований в СССР религиозных убеждений, как и выступление римского папы... пахнет подталкиванием паствы на новую интервенцию, от которой так много пострадала Россия».
 
 
 
18 февраля митрополит Сергий дал интервью иностранным журналистам.
 
 
 
Вопрос: Не будете ли Вы так добры и не пополните ли Вы сообщения об ухудшении положения Церкви, сделанное Вами для советской печати, статистическими данными о количестве прихожан в 1913 году, в первые годы революции и в 1929 году? Также желательны данные относительно количества крестин, венчаний, похорон и вообще посещаемости церкви за те же годы (1913, 19,22 и 1929 гг.). Какое количество священников имеют приходы и совершают службы и какое имеется количество учащихся, получающих в данный момент богословское образование?
 
 
 
Ответ: Отвечая на заданный вопрос, мы должны сказать, что в дореволюционное время никакого точного учета верующих не существовало, так как все население, обслуживаемое православным храмом каждого данного прихода, считалось формально принадлежащим к Православной Церкви. Кроме того, вопрос о количестве прихожан в Православной Церкви до войны и революции 1917 года надо рассматривать в связи с вопросом о свободе совести, которой в России не было до революции, когда сектантские вероучения преследовались, и поэтому искусственно повышалось количество прихожан в Православной Церкви. При советской же власти многие, считавшиеся православными, перешли в различные сектантские организации (баптистов, евангелистов и др.). Что касается первых годов революции, то в это время органы управления Православной Церкви нормально отправлять свои функции не могли, потому что в указанное время большая часть территории нынешнего СССР находилась в сфере военных действий.
 
 
 
Переходя к настоящему времени, мы прежде всего должны заявить, что мы располагаем только цифровыми данными о так называемых «двадцатках», которые составляют, по советскому законодательству, ядро религиозной общины, необходимое для регистрации этой общины как таковой. Все остальные верующие являются посетителями Церкви, не подлежащими никакой регистрации.
 
 
 
Можем сказать, что в настоящее время количество прихожан в Православной Церкви составляет несколько десятков миллионов. Мы думаем, что безбожники увеличивают свои успехи.
 
 
 
Что касается статистики венчаний, похорон и т.д., то, как вам известно, функции метрикации отошли после революции к государственным органам. Количество приходов, принадлежащих нашей Патриаршей Церкви, составляет около 30 тысяч. Каждый приход, само собой разумеется, имеет священнослужителей. Необходимо сказать, что число священнослужителей гораздо больше, чем число приходов, так как в каждом приходе имеется от одного до трех священников и даже более. Все эти приходы находятся в духовном окормле-нии 163 архиереев, находящихся в каноническом подчинении Патриархии, не считая епископов, пребывающих на покое и находящихся в молитвенном общении с Патриархией. Кроме того, в каноническом подчинении Патриархии находятся: в Западной Европе — митрополит Евлогий (Георгиевский) с подчиненными ему епископами и духовенством; в Литве — митрополит Елевферий (Богоявленский); в Японии — архиепископ Сергий (Тихомиров) и в Китае — епископ Никон (Анисимов).
 
 
 
Относительно учащихся, получающих в данное время богословское образование, считаю необходимым отослать вас к интервью, опубликованному в советской прессе 16 февраля с.г. (по новому стилю).
 
 
 
Вопрос: Как может Церковь продолжать существовать ввиду политического, экономического и общественного положения священства и активных приходов — именно их лишен-ства, по которому им предстоит выселение, невозможность получения продовольственных карточек, и им, по последнему декрету, запрещено проживание в Москве?
 
 
 
Ответ: Что касается избирательных прав и других вопросов, связанных с Конституцией страны, которая является народным законом, обязательность которого для всех очевидна, то в этой области не произошло никаких изменений за последние годы. По поводу же избирательных прав активных прихожан я должен заметить, что вы ложно информированы из явно негодных источников.
 
 
 
Миллионы активных прихожан нашей Церкви — это трудящиеся люди, пользующиеся всеми правами, в том числе и избирательными, согласно Конституции. Эти прихожане поддерживают нас материально, но мы не испытываем нужды в какой-либо помощи и тем более вмешательстве извне.
 
 
 
Что касается вашего заявления о выселении всех священнослужителей из Москвы, то это не отвечает действительности. Случаи выселения отдельных священнослужителей в судебном порядке ничем не отличаются от выселения других граждан, выселяемых за невзнос квартирной платы, за невыполнение обязательных постановлений, из домов, подлежащих сломке, домов специального назначения и т.д.
 
 
 
Вопрос: Имеете ли Вы еще какие-нибудь доказательства и каково Ваше мнение относительно выступлений:
 
 
 
1. Папы Пия XI (Ратти).
 
 
 
2. Архиепископа Кентерберийского и других не римско-католических деятелей Церкви, имеющих нехристианские цели:
 
 
 
а) подорвать православие и б) нанести вред советскому государству как в пределах СССР, так равно и за границей.
 
 
 
Ответ: В основном мы на этот вопрос уже ответили в беседе с представителями советской печати 16 февраля с.г.(по новому стилю). Мы ознакомились с заявлениями Пия XI и Архиепископа Кентерберийского, а также многих других руководителей Церкви, призывающих к крестовому походу против СССР., Упомянем о заявлении епископа Лонгли из штата Айова (Северо-Американские Соединенные Штаты), который не только присоединяется к выступлению папы Пия XI, но заявил, что не надо останавливаться и перед кровавым конфликтом.
 
 
 
Мы считаем все эти выступления в корне противоречащими духу нашего христианского учения. Все эти выступления должны быть решительно осуждены всеми верующими христианами. Вы спрашиваете, на каком основании мы считаем папу врагом Православия? Как же нам думать иначе, если католическая церковь, возглавляемая папой, в одной только Польше за один только 1929 год насильственно отобрала у православных прихожан около пятисот православных церквей, обратив их в католические костелы. Нам неизвестно, чтобы какие-нибудь епископы в Англии, Америке или другой стране выступили против этих насильственных действий католической церкви. Вы спрашиваете, имеются ли у нас какие-либо доказательства того, что эти выступления как римского папы, так равно архиепископа Кентерберийского и других глав церквей, присоединяющих свой голос к этим призывам о крестовом походе, имеют целью нанести вред советскому государству как в пределах СССР, так и за границей. Мы считаем по меньшей мере странным этот вопрос со стороны представителей иностранной печати. Вы не можете не знать, что иностранная печать полна в эти дни самых кровожадных, несправедливых и недостойных христианина нападок на СССР и призывов к враждебным против него действиям.
 
 
 
Вопрос: Объясните нам, пожалуйста, какой церковный устав и какие полномочия имеет действующий Синод, о котором вы опять упоминаете, а также от имени какой части Греко-Православной Церкви Вы уполномочены действовать и говорить? В середине лета 1927 года в своем Обращении в советской печати Вы выразили надежду, что Вы и другие члены действующего Синода получите разрешение созвать церковный совет и основать законно избранный Синод. Был ли этот совет созван и если да, то каковы были его результаты?
 
 
 
Ответ: Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и существующий при нем Синод действуют на основании полномочий, данных покойному Святейшему Патриарху Тихону первым Поместным Собором Православной Церкви 1917-1918 гг. Мои личные канонические полномочия восприняты мною от законного Местоблюстителя Патриаршего Престола. Синод же существует в соответствии с положением того же Собора. Я возглавляю подавляющее большинство верующей части СССР, примыкающее к Патриаршей Церкви. Что касается созыва Поместного Собора, то подготовка к нему ведется.
 
 
 
Вопрос: Каково Ваше отношение к административным мерам, принятым против Православной Церкви, как:
 
 
 
1. Запрещение колокольного звона в Москве.
 
 
 
2. Упразднение воскресений и других церковных праздников.
 
 
 
3. Закрытие церквей, например, в Одессе, по постановлению Одесского совета.
 
 
 
Ответ: Вам, иностранцам, вероятно, известно, что в ряде стран давно уже ограничен законом колокольный звон, а в некоторых случаях даже совершенно запрещается. В некоторых местах СССР колокольный звон отменяется по желанию трудящегося^населения. Мы не видим в этом решении ничего, что умаляло бы нашу религию.
 
 
 
Что касается религиозных праздников, то соввласть, не соблюдая их в государственных и общественных учреждениях, отнюдь не препятствует празднованию их Церковью, и мы, празднуя их в свое время, не можем пожаловаться на отсутствие молящихся. Переход на пятидневку и непрерывную неделю, по нашему наблюдению, мало отражается на посещаемости церквей. Еще Господом нашим Иисусом Христом было сказано: «Не человек для субботы, а суббота для человека».
 
 
 
О решении Одесского горсовета нам ничего не известно. Я думаю, что решение, если оно существует, будет верующими обжаловано центральной власти, которая отменяет постановления местных органов власти в случае незаконности их решений.
 
 
 
Вопрос: Какое количество священников было приговорено к тюремному заключению и к ссылке в 1929 году и за какие проступки?
 
 
 
Ответ: По этому вопросу Мы уже высказались в интервью от 16 февраля 1930 года (н. ст.), данном представителям советской печати".
 
 
 
В какой обстановке давались эти интервью митрополита Сергия? Митрополит Евлогий (Георгиевский) по этому поводу говорил: «Оказывается, что текст большевики дали митрополиту Сергию за неделю до интервью, а потом держали его в изоляции. Перед ним встала дилемма. Сказать журналистам, что гонения на Церковь есть — это значит, что все тихоновские епископы будут арестованы, то есть вся Церковная организация погибнет. Сказать: гонений нет — себя обречь на позор лжеца... Митрополит Сергий избрал второе. Его упрекали в недостатке веры в несокрушимость Церкви, ложью Церковь все равно не спасти. Но что было бы, если бы Русская Церковь осталась без епископов, священников, без таинств — этого и не представить... Во всяком случае, не нам, сидящим в безопасности, за пределами досягаемости, судить митрополита Сергия».
 
 
 
Однако в русской церковной диаспоре появился тогда документ, который представляет собой своеобразную реакцию на интервью Заместителя Местоблюстителя. Составитель документа дал свои ответы на вопросы, заданные митрополиту Сергию.
 
 
 
"Два интервью, данные митрополитом Сергием представителям советской и иностранной печати, — говорится в этом документе, — глубоко возмутили русское церковное сознание. Не входя в оценку причин, заставивших митрополита Сергия произнести столь очевидную для всех верующих и для него самого ложь и клевету на Церковь, мы считаем себя обязанными дать правдивые ответы на вопросы представителей печати и таким образом рассеять эту клевету и ложь._
 
 
 
1. Ответ. В СССР действительно происходят жестокие гонения на религию и в особенности на Православную Церковь. Советские законы о свободе совести — лишь фикция, которой эти гонения прикрываются. Они состоят в том, что православные епископы, клирики и активные миряне без суда и предъявления обвинений бросаются в тюрьмы и далекие ссылки, что Церковь вот уже 13 лет лишена права созыва Соборов, епархиальных съездов, лишены печати, религиозных школ; что проповедь религии (пропаганда) рассматривается как преступление, в то время как проповедь безбожия везде и всюду насаждается. Что верующие миряне, если они не скрывают своей веры, лишаются работы, гражданских прав и терпят всякие утеснения (в особенности это касается учителей).
 
 
 
2. Ответ. Действительно, церкви в громадном количестве закрываются правительством по требованию безбожных организаций, несмотря на живой протест верующих. По официальной статистике, за 10 лет, с 1917 по 1927 год, по одной только Украине закрыто 2573 православных храма, а всего культовых зданий.(всех религий) за это же время — 3384. По той же статистике, за 1928 год закрыто на Украине 79 церквей, за 29-й год " 154 православных храма, 11 монастырей и всего культовых зданий всех религий за 1929 год — 224. За январь 1930 года, опять на Украине — 42 церкви, по всему СССР за 1929 год православных церквей закрыто 333, а всего культовых зданий — 422. Кроме того, за тот же 1929 год возбуждено дел о закрытии еще 317 церквей. За 7 месяцев 1928 года по СССР закрыто 322 церкви. Симонов монастырь в Москве взорван, храм Рождества Богородицы в Москве (на Петровке, угол Столешникова переулка) снесен, храм Вознесения в Нижнем Новгороде взорван в самый день праздника Вознесения. Имеющие всероссийское и даже вселенское значение — Киево-Печерская, Троице-Сергиева Лавры, Саровский, Дивеевский монастыри, Оптина и Нилова Пустыни, Ново-Иерусалимский, Донской, Данилов, Угрешский монастыри в Москве, Спасо-Иаковлев в Ростове, Спасо-Евфимиев в Суздале — закрыты и разрушены, а последний превращен в тюрьму.
 
 
 
По последнему сообщению Главнауки, 6 тысяч храмов исторического значения, находившиеся на учете Комиссии охраны памятников старины и искусства, тоже снимаются с учета и отдаются на слом.
 
 
 
О том, как реагирует верующий народ на закрытие храмов, можно судить по следующим эпизодам. В августе 1927 года при закрытии собора в Тульчине (Подольск) народ пытался не допустить закрытия. Вызванная милиция устроила форменное побоище, причем были убитые и раненые. В селе Пески Николаевского округа народ во главе с духовенством пытался помешать безбожной процессии, ворвавшейся в храм, где происходило богослужение, с целью его закрытия. В результате произведены были массовые аресты, а священник Павленко, диакон Бернов и четыре мирянина были расстреляны. В Веневе Тульской губернии народ пытался воспрепятствовать закрытию храмов. Настоятель храма Чугунов и несколько мирян расстреляны.
 
 
 
3. Ответ. Количество епископов (по неполному подсчету), подвергшихся в таком порядке гонениям, равняется 197, причем многие за эти годы успели уже по два и три раза побывать в ссылках. Перед Рождеством 1929 года из одной Москвы было выслано 60 человек духовенства. В 1928 году из Петербурга было выслано около 80 человек, главным образом, мирян во главе с профессорами Андреевским, Мейе-ром и известным писателем-философом Аскольдовым. Что касается отдельных случаев репрессий против мирян за религиозные убеждения, то они являются обычными. Для примера назовем: в Мелитополе сняты с работы без права поступления на службу служащие больницы: Демесская, Валл, Шмидт, Унру, в Орле — Екатерина Фаст, в Киеве — врач Кураева и учительница Воронихина. Все — за религиозные убеждения. В Киеве же арестован и сослан врач Иконников за то же. В Лохвице из школы исключено два ученика за принадлежность к баптистской общине. Все эти сведения взяты из советской печати, но безусловно таких случаев очень и очень много.
 
 
 
4. Ответ. В СССР религиозная пропаганда преследуется. Не издается ни одного религиозного журнала, ни одной книги религиозного характера. Последние журналы (обновленческие) закрыты в 1928 году. Даже богослужебные книги — Евангелие, молитвенники, церковные календари — воспрещено печатать. Из всех библиотек изъяты книги не только религиозные, но и идеалистические. Не функционирует ни одна богословская или религиозная школа. Последние, обновленческие, закрыты в 1928 году. Преподавание веры детям, даже частно, воспрещено, в то время как во всех школах ведется систематическая антирелигиозная пропаганда.
 
 
 
5. Ответ. Не зная, о каких именно фактах жестокости сообщалось в иностранной прессе, мы, однако, можем, на основании целого ряда известных нам фактов, подтвердить, что жестокости действительно чинятся агентами власти по отношению к отдельным священнослужителям. В 1918 году агентами власти был зверски убит митрополит Киевский Владимир. Тело его найдено изуродованным со следами побоев и многочисленных колотых ран. В Перми в 1919 году был зверски убит епископ Андроник, которого выбросили из вагона поезда на ходу. В том же году (в Саратове?) был утоплен в Волге епископ Гермоген Саратовский. В Чите был сожжен живым епископ Ефрем Селенгинский. В 1928 году 6 мая в Никольске Вологодской губернии был убит престарелый епископ Иерофей агентами ГПУ при его аресте. Причем тело его исчезло и не было выдано для погребения. Многие епископы и священники были в разное время убиты и расстреляны, имена их составляют целый синодик. В ссылке на далеком севере Архангельской губернии замерз епископ Филарет Костромской в 1922 году. В ссылке же на одном из необитаемых Соловецких островов умер 2 января 1928 года архиепископ Петр Воронежский. В пересылочной тюрьме по дороге из Соловков на место новой ссылки умер 28 декабря 1928 года архиепископ Иларион, с 1922 года томящийся в ссылке. В ссылке же 1928 года умер больной архиепископ Борис Рязанский. Патраирший Местоблюститель митрополит Петр, шестидесятилетний старик, тяжело больной грудной жабой и эмфиземой легких, с 1925 года находился без перерыва то в ссылке, то в тюрьме. С 1927 года он живет в зимовье Хэ, далеко за Полярным кругом на берегу Обской губы, среди тундр. Ближайший населенный пункт, городок Обдорск, удален на двести верст. Митрополит Петр лишен не только медицинской помощи и необходимых медикаментов, но и минимальных удобств. Климат местности губителен для его здоровья. Несмотря на то что уже давно истек трехлетний срок его ссылки, его оттуда не выпускают. А ведь никакой суд его не судил, никакое обвинение ему не предъявлено. Шестидесятипятилетний митрополит Казанский Кирилл с 1922 года тоже бесследно томится в ссылке. С 1917 года он живет в Усть-Енисее, далеко за Полярным кругом, среди самоедских юрт. Епископа Николая (Троицкого), семидесятилетнего старца, находившегося в 1924 году в тюрьме в городе Троице Оренбургской губернии, агенты ГПУ заставляли в праздничные дни (6 декабря, в день святителя Николая, и на Рождество) вычищать выгребные ямы клозетов государственных учреждений города. Епископа Ананьевского Парфения и иеромонаха Павла из Данилова монастыря в Москве в январе 1930 года по дороге в ссылку в Киргизский край жестоко избили, так что иеромонах Павел до сих пор лежит в больнице в Самарской тюрьме, а епископ Парфений тоже лежал, но успел поправиться. Епископ Ананий Мариупольский, находясь в ссылке в Соловках, тяжело заболел туберкулезом легких. Престарелый архиепископ Корнилий Екатеринбургский с 1927 года послан на лесные разработки в Карельскую область. Этими фактами, конечно, не исчерпываются все те жестокости, которые творились и творятся.
 
 
 
6. Ответ. Церковь Православная в России начиная с 1918 года, то есть с момента гонений против нее, воздвигнутых Советской властью, по существу управляется не столько своими епископами, сколько благодатью Самого ее Божественного Основателя, Господа Иисуса Христа. Такова твердая вера и убеждение всех православных. А о том, есть ли стеснения в управлении Церковью, можно судить по тому, что Глава ее, Патриарший Местоблюститель, с 1925 года томится в тюрьмах и изгнании. Что все виднейшие ее иерархи — митрополит Кирилл, Арсений, Иосиф, архиепископ Феодор, Николай и другие также, скоро уже десять лет, находятся в изгнании. 197 епископов ее были и есть в тюрьмах и ссылке. Собор, о котором с 1925 года, с момента смерти Патриарха, хлопочет Церковь, не разрешается Правительством. Епископы в большинстве отсутствуют из своих епархий, а те немногие, что живут на местах, лишены возможности управлять, посещать свои паствы, будучи связаны подписками о невыезде из городов.
 
 
 
Что касается митрополита Сергия и организованного им Синода, который выдает себя за «Патриарший Синод», то о них надо сказать, что путем компромисса с советской властью, позорным доказательством которого является, между прочим, и Декларация их в 1927 году и последнее интервью, они купили себе и личной группе близких им епископов одинакового с ними духа относительную свободу управления. Однако надо помнить, что, во-первых, эта свобода управления все же очень ограничена и, во-вторых, созданное митрополитом Сергием центральное Церковное управление по каноническому существу своему не может претендовать на такую роль. Синод избран митрополитом Сергием произвольно, вовсе не из тех иерархов, кто является членами разогнанного в 1922 году Патриаршего Синода, почему нет оснований утверждать, что Русская Церковь имеет центральное управление.
 
 
 
7. Вопрос. Обновленчество во всех его видах и его эволюционных формах, от «живой церкви» 1923 года до «синодальной» наших дней, всегда пользовалось покровительством и поддержкой советской власти. Кроме того, все возникшие на протяжении последних лет церковные группы, боровшиеся с Православной Церковью, неизменно поддерживались советской властью. При этом мы разумеем ВВЦС, Украинскую автокефальную, Липковского. Белорусскую автокефальную, епископа Мелхиседека, так называемую «лубенскую иерархию» Собора епископов Украины во главе с Павлом Погодилло и другими. Поддержка эта выражалась в том, что все эти организации пользовались беспрепятственно правом созыва соборов и съездов, издавали свою как/периодическую, так и непериодическую литературу (до 1928 года). Открывали религиозные школы (до 1928 года). Епископы этих организаций проживали в своих епархиях и свободно разъезжали по ним. Храмы у православных отбирались советской властью и передавались этим организациям.
 
 
 
8. Вопрос. Как может Церковь продолжать существовать, принимая во внимание политическое, экономическое и общественное положение священников и активных прихожан, а именно: лишение их прав, по которому они подлежат выселению, невозможность получения продовольственных карточек, также то обстоятельство, что их, согласно ему, выселяют из квартир. Нестерпимо бремя налогов. Полный произвол местной власти в отношении духовенства, особенно в селах, делает его положение нестерпимым. При этом имеют место такие дикие случаи, как, например, выселение духовных лиц, конфискация всего имущества (село Грушки Харьковской губернии, село Кривая Коса Мелитопольского округа, хутор Дегтярный Купянского округа). Обложение духовных лиц несуразными налогами (епископ Синезий Ижевский обложен подоходным налогом в 17 300 рублей). Назначение невыносимых повинностей (священник села Емяневка Уфимской губернии, 75-летний старик, назначен на лесные разработки; священник села Люк Вотской области должен был срубить, распилить и свезти 222 кубометра саженных дров. Что касается, в частности, выселения из квартир, то, действительно, духовенство выселяют, вопреки утверждениям митрополита Сергия, и, конечно, выселяют не за неуплату квартплаты и не по решению суда. Лучшим доказательством в пользу справедливости этого может послужить то, что 22 января 1930 года сам митрополит Сергий был выселен из собственного дома на Сокольниках по Ермаковскому проулку, номер 3.
 
 
 
9. Вопрос. Как Вы относитесь к административным мерам, принятым против Православной Церкви:
 
 
 
1) Запрещение звонить в колокола в Москве.
 
 
 
2) Отмена воскресений и прочих церковных праздников.
 
 
 
3) Закрытие церквей.
 
 
 
Ответ: Мы рассматриваем все это как отдельные проявления общего грандиозного и систематического гонения на религию и, в частности, на Православную Церковь".
 
 
 
Несомненно, эти «ответы» несравненно реалистичнее изображают церковную жизнь в Советском Союзе, чем ответы митрополита Сергия. Но и сочинялись они в иной обстановке, чем та, в которой находился Заместитель Местоблюстителя. В оценки ситуации с высшей церковной властью составитель документа стоит на вполне тенденциозной «иосифлянской» и «карловацкой» позиции, канонически несостоятельной.
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]