Re: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Фома 01:34:59 18/05/2000
в ответ на: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим, отправлено Алексей Чумаков 21:48:12 17/05/2000
 
> К слову сказать, вся эта система назначаемых  "местоблюстителей" _с самого начала_ антиканонична, так что мы уже имеем дело с крайне неопределенным каноническим статусом.
 
 
А что бы Вы сказали о системе "первосвятительства по завещанию"? Говорят, что св. патр. Тихон пошел на этот шаг в связи с тяжелым положением Церкви. Однако в Русской Церкви он был не первым. Еще св. митр. Алексий Московский пытался "протащить" преп. Сергия, да тот не согласился. А вот несколько десятилетий спустя митрополитом Московским именно по завещанию стал, кажется, митр. Феогност. Потом задним числом это назначение собором епископов было утверждено "ввиду тяжести времени".
 
Спустя пять столетий тяжесть времени была несравненней, и осуждать как патр. Тихона (а такие судьи есть), так и его преемников — с оглядкой на опыт Церкви, ессес-но, как-то нехорошо...
 
 
> Дальше больше: у властей аппетит силен, и им требуется полная внешняя "прострация" церкви. Чего они и добиваются, вынуждая делать очевидно нелепые заявления об отсутствии гонений. Говорят что это ложь, то что говорил митр. Сергий и другие. Точнее сказать, это неправда: ложь, это когда говорят неправду с целью обмана кого-то. Но никто и нигде и не обманулся, звериный лик большевизма всем был давно известен, более того — все комментарии зарубежных церковных деятелей говорят о "несвободе" церковных властей в России, о внешней же несвободе (отличая от "органически присущей Церкви внутренней духовной свободы" которую никто отнять не может) говорит и синодальное решение Архиерейского СОбора РПЦЗ в 1946, по избрании патр. Алексия (Симанского). О несвободе церковных властей говорит и св. Иоанн (Максимович) когда пишет о истории РПЦЗ. И умнейший митр. Сергий (что отмечают все, и его противники) вряд ли говорил очевидную всем неправду с целью обмана. Все всё знали: целью же явно был "выкуп" толики свободного пространства для церкви — хоть вздох сделать, в петле.
 
>
 
 
Конечно, ложь есть ложь, тем пачи исшедшая из уст священноначалия.
 
Однако во время чтения этих документов мне вот какая пришла крамольная мыслишка. Если бы мне нужно было донести какую-нить мысль до народа в той обстановке, как я ее представляю в 30-е годы, лучше формы и не найти. Славословия гонителям, благодарности подлецам — это, конечно, круто; я не сомневаюсь, что все это писалось с чувством тошноты. Однако именно так удалось донести всем, что Церковь еще жива, что в ней что-то происходит. И, как сказал однажды митр. Сергий митр. Евлогию, "кто умный — тот поймет". По крайней мере, мы сейчас хоть что-то имеем.......
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]