От редакции журнала "Спасите наши души!"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Ivan 21:53:38 08/06/2000:

 
Ответ на открытое письмо:
 
"Киевская Русь" против журнала "Спасите наши души!"
 
 
Если бы нас обвинили в обычных человеческих грехах — гордыне, воровстве или немилосердии, то мы, скорее всего, смиренно ответили бы: "Простите, честные отцы, нас, грешных, и молитесь за наше вразумление". И даже обвинение на страницах "Киевской Руси" в адрес нашего журнала в связи с "откровенно бульварным, граничащим с пошлостью дизайном" или с тем, что "человек с неиспорченным вкусом должен с трудом заставлять себя вчитываться в содержание", можно спокойно проглотить. В конце концов, о вкусах не спорят, а его (вкуса) отсутствие — не самый страшный порок.
 
Но когда сановитые авторы безапелляционно заявляют, что "упомянутый журнал (имеется в виду "Спасите наши души!"), а также газеты "Православные чудеса" и "SOS" носят прелестно-истерический характер и уже нанесли серьезный духовный вред чадам Святой Церкви", приходится браться за перо, чтобы вступиться не столько за себя, сколько за тех высших иерархов Православной Церкви, которые благословили нас на эту работу, за тех епископов и священников, старцев и монахов, которые передают нам слова благодарности, за десятки тысяч читателей, с нетерпением ожидающих каждого нового выпуска самого популярного в Украине (а сегодня уже и не только в Украине) православного издания.
 
Впрочем, поначалу мы и не собирались включаться в дискуссию. Проанализировав стиль и содержание "разоблачительных" писем, мы пришли к выводу, что их авторы особенно и не нуждаются в каком-либо ответе. Их цель — погромче заявить о себе. (Но об этом позже.)
 
С другой стороны, нам, мирянам, вроде бы не к лицу спорить со священниками. Тем более, что в таком нетерпимом тоне, в каком выдержаны письма, православные обычно между собой не общаются. А человек, хоть раз державший в руках наши издания, просто не придаст особого значения брюзжанию недоброжелателей.
 
Однако, просмотрев несколько православных сайтов в Интернете, мы поняли, что постоянные посетители этой сети питают некую аллергию ко всякой печатной продукции. И, скорее всего, их осведомленность о журнале "Спасите наши души!" и приложениях к нему так и ограничится информацией, почерпнутой из рецензий о. Андрея Дудченко.
 
Поэтому, чтобы прояснить ситуацию, мы решили сказать несколько слов по поводу наших изданий, адресуя их не столько авторам скандального письма (которые, похоже, и так все обо всех знают), сколько любознательным пользователям Интернета.
 
1. Изначально журнал "СНД" и приложения к нему задуманы как миссионерские издания. То есть рассчитанные на людей, только что переступивших церковный порог; или еще только стоящих у него; или занимающих позицию: "Бог у меня в душе, зачем в храм ходить?"
 
Соответственно, и стиль, и содержание, и язык таких изданий должен отличаться от внутрицерковных суровых канонов. Программными для миссионеров можно назвать слова апостола Павла: "Для иудеев я был как иудей, чтобы приобресть иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных... Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". Развивая этот тезис, диакон Андрей Кураев, вроде бы почитаемый вами, пишет: "Для православных проповедей всегда было традиционно искать точки соприкосновения с внешним миром, даже с язычниками, чтобы, отталкиваясь от них, дальше уже говорить о том, что дорого и свято для нас. Ап. Павел и у языческих авторов находил цитаты, помогавшие ему обретать понимание со своими слушателями... И апологеты II-III веков, и святые Григорий Богослов и Василий Великий ссылались на авторитет языческих философов и поэтов.
 
К сожалению, то, что было авторитетом для древних греков, уже не является авторитетом для современной молодежи... Но есть другие символы, другие тексты, другие имена, которые находятся на слуху и которым современная молодежь доверяет. Значит, в современной культуре надо искать такие точки, отталкиваясь от которых можно подводить людей к размышлениям о самом главном".
 
Но, может быть, это частное мнение отдельно взятого диакона? Обратимся к материалам недавно состоявшегося I Конгресса православной прессы. Цитируем выступление одного из авторитетнейших иерархов современной Церкви, председателя Отдела внешних церковных сношений, Митрополита Кирилла:
 
"Я думаю, что каждый журналист, который пишет на церковную тему и адресуется к Церкви, к ее верным чадам, одновременно должен помнить, что его слово должно быть внятным свидетельством для внешних. Это очень важный момент, потому что, в конце концов, церковные средства массовой информации обязательно несут на себе некую миссионерскую нагрузку, они дают возможность людям внешним узнать о Церкви". И далее: "Журналист должен быть способен говорить на языке, одинаково приемлемом и для чад церковных, укорененных в церковном Предании, и для людей светских, живущих вне рамок этого Предания".
 
Таково мнение авторитетных представителей Церкви.
 
2. Как же добиться желаемого результата? Да еще и находясь не в Москве, не в Киеве, а в достаточно провинциальном Днепропетровске
 
Естественно, на эксклюзивы ведущих проповедников рассчитывать не приходится. В поисках подходящего, доступного для большей части потенциальных читателей материала приходится перелопачивать горы литературы — как канонической, так и популяризаторской. Адаптировать важные по сути, но слишком сложные и архаичные по форме тексты. "Дотягивать" статьи, перспективные по замыслу, но недостаточно убедительно поданные. Словом, держать внимание неискушенного в церковных тонкостях читателя, избалованного доступной примитивностью современных масс-медиа, в состоянии постоянного интереса к материалу. Поэтому на наших страницах классические святоотеческие труды соседствуют с работами и современных богословов, и признанных церковных публицистов, и популяризаторов Православия, еще не получивших однозначно одобрительную оценку.
 
То же касается и оформления наших изданий. Внутрицерковная эстетика не вызывает у новообращенных того ряда мыслей и ассоциаций, на который рассчитывают авторы текстов. Чтобы сбалансировать форму и содержание, необходимы, выражаясь словами о. Андрея Кураева, "другие символы". И, поверьте, найти адекватное графическое решение намного сложнее, чем просто поставить соответствующую иконочку из "Миней".
 
3. Теперь по поводу критики конкретных материалов. Вообще-то, мы удивлены, что нападкам подверглись только две статьи. Беря в руки любое епархиальное или миссионерское издание, мы видим массу возможностей для любителей словесных погромов: тут и обычные ошибки, и неточности, и элементы язычества или оккультизма, и проявления национализма или же, наоборот, великодержавного шовинизма вкупе с кровавым монархизмом и т.д., и т.п. Исходя из индивидуальных вкусов критикующих, один и тот же материал при желании можно обвинить и в кощунстве, и в формальном следовании букве канона. Что уж говорить о наших изданиях, которые словно подарок для любителей позлословить...
 
Итак, конкретной критике были подданы два материала: беседа с членом-корреспондентом АН СССР Ф.Я. Шатуновым "Силы небесные и силы человеческие" (№1[16]) и статья из сборника Виктора Вейника "Избранный сосуд Господа" (№2[17]). Сразу оговоримся — первый материал взят из епархиальной газеты, второй — из книги, изданной по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, да еще и с предисловием священника. То есть оба материала как бы уже прошли церковную цензуру и получили "добро" на публикацию. Поэтому претензии по поводу их неканоничности — немного не по адресу.
 
Что касается содержания этих статей, то они в чем-то схожи: известные ученые делятся своим опытом познания истинной веры. Конечно, их терминология заметно отличается от лексики священнослужителей и для многих непривычна. Однако это не повод, чтобы огульно обвинять авторов материалов в "экстрасенсорном магизме", "оккультизме" и даже "малоприкрытом сатанизме". Смеем заверить, что такие неприглаженные исповедальные статьи обладают огромной силой убеждения для современных маловеров-скептиков. По нашим наблюдениям, книги, подобные работам Вейника, привели к православной вере значительно больше людей, чем выверенные по лексике, но холодные, речи некоторых священников, не наделенных проповедническим даром.
 
Хуже всего, что авторы "антиSOSовских" открытых писем, видимо, не найдя достаточно убедительных аргументов, занимаются прямым передергиванием фактов. Достаточно взять в руки журнал, чтобы в этом убедиться. Особенно это касается статьи В. Вейника. Главный тезис его критиков: "Виктор Вейник утверждает отсутствие у человека своей воли... Профессор лишает человека естественной свободы, которой наделил его Бог, превращает человека в бессмысленную игрушку сил добра и зла".
 
Так в письме. А теперь открываем журнал на стр. 20 и читаем текст В.И. Вейника: "Так, при всем своем желании человек никак не может жить сам по себе, но вынужден добровольно выбирать из того, что ему предлагают, то есть вынужден добровольно служить либо Богу, либо сатане — третьего не дано. В первом случае он, благодаря смирению, кротости и преданию себя Богу — обретает истинную свободу, ибо Бог абсолютно свободен, во втором — становится рабом греха, то есть сатаны".
 
Как видим, мысль ученого не просто исказили, а придали ей противоположный смысл. Одно из двух: либо авторы гневного письма просто не читали рецензируемого материала, либо преднамеренно пытаются его опорочить. А заодно — и издателей журнала. Спрашивается: зачем это нужно православным священникам?
 
Более того, не успокоившись на этом, они объявили в Интернете сбор компромата на покойного профессора Вейника, благо, ответить клеветникам он уже просто не сможет. На что радостно откликнулись разного рода оккультисты и "контактеры", получившие возможность отомстить бывшему коллеге, порвавшему с ними и ставшему православным христианином: "Да, был такой профессор, интересовался НЛО и психотронным оружием, ату его!"
 
Ну и что? Дорогие отцы, вам ли повторять евангельскую истину — "по плодам их узнаете их"? Вам ли рассказывать, чем занимался до некоторых пор св. мученик Киприан? Кем была раньше св. Мария Египетская? А разве могут украсить личность апостола Павла некоторые факты из его биографии?
 
Дорогие отцы! Разве вы не понимаете, что у каждого верующего человека жизнь разбита на два, часто неравных, периода: до принятия Христа и жизни во Христе? Зачем же судить христианина за прежние, наверняка, раскаянные грехи?
 
В заключение два небольших замечания.
 
Какой смысл заключается в нападках на единственное, более или менее профессиональное и конкурентоспособное, православное издание, которое в окружении иудейско-масонской прессы пытается донести слова истины до широкого круга читателей? Какие бы предположения мы не перебирали, только одно объяснение выглядит достаточно убедительным. Обвиняя нас в "бульварности" (что само по себе для миссионерского издания не так уж и оскорбительно — дай Бог, чтобы побольше православной литературы и продавали, и читали на бульварах, улицах, в электричках и т.д.), авторы письма, тем не менее, сами применили типичный прием так называемых "грязных PR", кстати, детально описанных еще в известной басне "дедушки Крылова". То есть до сих пор ни о "Киевской Руси", ни о малотиражной газете "Камо грядеши?", которую возглавляют молодые священники, никто ничего не знал, а теперь, глядишь, рейтинг известности и повысится. Прием, увы, не редкий в "желтой прессе"...
 
И второе. Была бы у журнала своя web-страничка, не пришлось бы нам доказывать, что ты — не верблюд. Любой желающий мог бы сверить тексты и опровергнуть клеветников.
 
Увы, самое читаемое православное издание находится на самоокупаемости и едва сводит концы с концами. Нет ни собственного компьютерного обеспечения, ни приемлемого помещения, ни необходимой офисной техники. Где уж там наскрести на гонорары известным авторам! Поэтому электронная страничка нам просто не по карману. Слава Богу, что в состоянии выкупить несколько часов в месяц для просмотра электронной почты.
 
Мы не жалуемся, Господь управит, а, наоборот, смотрим в будущее с оптимизмом. Сколько бы ни говорили об апостасии, но мы видим: недавние поголовные атеисты все больше тянутся к истинной вере. А раз так, то и мы еще, как умеем, сможем послужить делу спасения человеческих душ. И пусть времени осталось немного, но и ради одного человека, нашедшего дорогу к Храму, не стоит опускать рук.
 
 
Редакторы журнала "Спасите наши души!"
 
Виктор Мачула,
 
Вера Филиппова
 
 
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]