Интервью Св. Патр. Алексия газете "Коммерсантъ"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Фома 17:47:12 15/06/2000:

 
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
 
СЛУЖБА КОММУНИКАЦИИ
 
ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ
 
МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
 
Россия, Москва, Даниловский вал 22, Свято-Данилов монастырь, ОВЦС МП
 
Internet: http://www.russian-orthodox-church.org.ru.
 
E-mail: commserv@mospat.dol.ru
 
========================================
 
Сообщение для органов информации от 15.06.2000
 
 
 
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II: «ДАРОМ СВОБОДЫ НАДО РАСПОРЯДИТЬСЯ ДОСТОЙНО»
 
(интервью газете «Коммерсантъ» от 10 июня)
 
 
 
Вопрос: Ваше Святейшество, 10 июня отмечается десятилетие Вашей
 
интронизации. Эти десять лет почти полностью совпадают  с первым
 
десятилетием новой, посткоммунистической жизни страны. Как в целом Вы
 
оцениваете перемены, произошедшие за это время в обществе и в Церкви? Что
 
Вас больше всего радует и что вызывает сожаление?
 
 
Ответ: Когда в июне 1990 года я прибыл в качестве митрополита Ленинградского
 
и Новгородского на Поместный Собор, который должен был избрать нового
 
Патриарха Московского и всея Руси, у меня не было предчувствия грядущих
 
перемен в моей жизни. Однако Бог судил именно мне принять бремя
 
Первосвятительского служения в переломные для судеб Отечества и Церкви
 
времена.
 
 
Перемены, происшедшие с тех пор в жизни страны и общества, поистине
 
эпохальны. После семи десятилетий блуждания в бесплодной атеистической
 
пустыне люди обрели долгожданную свободу жить и веровать в согласии с
 
собственным выбором, а в основание возрождения России были положены
 
традиционные для нашего народа духовно-нравственные и культурно-исторические
 
ценности. Церковь наконец покинула социальное гетто, в котором была
 
насильственно удерживаема богоборческой властью, и получила возможность
 
нестесненно осуществлять свою миссию свидетельства о Христе и общественного
 
служения.
 
 
В возвращении человеку Божественного дара свободы я вижу главное завоевание
 
минувшего десятилетия. Однако с неумением человека разумно, ответственно и
 
достойно распорядиться этим великим даром связана едва ли не острейшая
 
проблема нынешнего российского общества. "К свободе призваны вы, братия,
 
только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти", — мудро
 
остерегает нас апостол Павел (Гал. 5. 13). Ибо эта свобода призвана служить
 
умножению любви, доброты и милосердия  в нашем мире, но слишком часто
 
обращается человеком против себя и ближних, порождая грех, ненависть и
 
разделения.
 
 
Вопрос: Сегодня Россия — демократическое светское государство. Тем не менее,
 
многие считают, что Русская Православная Церковь, официально отделенная от
 
государства, ныне связана с властью особыми отношениями и близка к тому,
 
чтобы вновь, как это было до 1917 года, стать государственной. Одних это
 
радует, других возмущает. Как Вы относитесь к этой проблеме?
 
 
Ответ: По-видимому, это скорее проблема людей, склонных к спонтанным
 
эмоциональным реакциям на недостоверную информацию. Те же, кто серьезно и
 
непредвзято анализировали состояние церковно-общественных и
 
церковно-государственных отношений в нашей стране, вряд ли будут столь
 
безапелляционны.
 
 
Начнем с того, что в России, в отличие от некоторых западных стран,
 
государственной религии нет и не может быть согласно Конституции. Что,
 
разумеется, не отменяет исторической роли Православия в становлении
 
национальной государственности, культуры, духовно-нравственного облика
 
русского человека. Как и не отменяет того факта, что до 80% населения
 
современной России крещено в православной вере. Быть может, именно эти
 
обстоятельства «одних радуют, других возмущают», однако в любом случае они
 
остаются исторической реальностью, игнорировать которую невозможно. Вместе с
 
тем Россия — страна многонациональная и многоконфессиональная. Все
 
традиционные для россиян вероисповедания равны перед законом и пользуются
 
одинаковыми правами.
 
 
Трагическая история Отечества в ХХ веке, когда Русское Православие в целом
 
едва не разделило судьбу Российской империи и династии Романовых, ныне
 
заставляет нас со всей определенностью обозначить место Церкви в системе
 
общественных отношений. Русская Православная Церковь провозглашает
 
принципиальное неучастие в политической деятельности на стороне тех или иных
 
партий и движений, одновременно подчеркивая свою готовность к диалогу со
 
всеми здоровыми силами, заинтересованными в духовном и материальном
 
возрождении России, утверждении в обществе идеалов мира и добра, облегчении
 
участи нуждающихся и обездоленных. Мы рады, что подобная позиция находит
 
понимание и поддержку, что Русская Церковь активно участвует в общей
 
созидательной  работе на благо Родины.
 
 
Вопрос: Некоторые светские критики упрекают Церковь за участие в
 
коммерческой деятельности, другие сетуют на личное поведение отдельных
 
священнослужителей. Иногда такая критика распространяется на Церковь в
 
целом. Что Вы можете сказать по этому поводу?
 
 
Ответ: Не секрет, что иные из критиков желали бы музеефицировать Церковь,
 
низвести ее до уровня историко-этнографической институции, лишенной реальной
 
самостоятельности и способности влиять на ход современной истории. Поскольку
 
в России, в отличие от Германии, не существует собираемого с граждан
 
церковного налога, достигнуть этой цели можно было бы только через утрату
 
Церковью ее экономической независимости. В итоге неизбежно получилось бы,
 
что, освободившись от тотального государственного контроля, Церковь тут же
 
впала бы в новую зависимость — от могущественных финансовых структур.
 
Согласитесь, что это слишком напоминало бы выбор между петлей и удавкой.
 
 
Вместе с тем хозяйственно-экономическая деятельность Церкви, обеспечивающая
 
ее свободу и способность противостоять внешнему давлению, сознательно и
 
целеустремленно демонизируется некоторыми средствами массовой информации.
 
Нередко дело доходит до откровенной клеветы в адрес отдельных иерархов,
 
священнослужителей и Церкви в целом. Иногда подобная дезинформация
 
распространяется убежденными атеистами и ненавистниками Православия,
 
испытывающими тайную ностальгию по временам несвободы Церкви. В других
 
случаях это месть Церкви за ее чрезмерную, по мнению некоторых сил,
 
самостоятельность. Есть и такие, кто под видом радетелей за «чистоту» Церкви
 
борются с нею как с главным препятствием на пути духовной колонизации России
 
псевдорелигиозными сектами и западной поп-индустрией. Иные из «обличителей»
 
трезво отдают себе отчет, что Россия будет стоять до тех пор, покуда живо
 
Православие. Таким образом, анализ каждой антицерковной публикации должен
 
включать в себя известное «различение духов» (1 Кор. 12. 10), понуждающих к
 
сочинению того или иного недобросовестного мифа.
 
 
Что же касается порой встречающейся критики в адрес конкретных
 
священнослужителей, то Церковь, будучи по природе своей организмом соборным,
 
открытым и самоочищающимся, в случае доказанных обвинений прибегает к
 
различным мерам назидания и исправления оступившихся. При этом недостойные
 
деяния одного человека не могут бросить тень на всю Церковь Божию, ибо она
 
верует в Господа, а не в Его служителей. И во всех случаях Церковь стремится
 
следовать призыву апостола Павла, обращенного к каждому христианину: "От
 
глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
 
рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем,
 
учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников" (2 Тим. 2.
 
23-25).
 
 
Вопрос: Каковы перспективы развития отношений возглавляемой Вами Русской
 
Православной Церкви с другими конфессиями и церквами — в частности, с
 
Римско-католической церковью и Русской Православной церковью зарубежом?
 
 
Ответ:  Если говорить о взаимоотношениях нашей Церкви с другими
 
традиционными для России вероисповеданиями: мусульманством, буддизмом,
 
иудаизмом, — то должен с удовлетворением констатировать высокий уровень
 
диалога и сотрудничества, достигнутый общими усилиями при активном участии
 
православных. В частности, деятельность Межрелигиозного совета России вносит
 
заметный вклад в достижение конструктивного  решения наиболее актуальных
 
проблем, стоящих перед современным российским обществом.
 
 
Что касается Римско-Католической и Русской Зарубежной Церквей, то мы молимся
 
и надеемся, что наступающее столетие станет веком уврачевания разделений в
 
христианской семье. Имеющиеся трудности в отношениях между Русской
 
Православной и Римско-католической Церквами  могли бы быть преодолены на
 
путях отказа Ватикана от политики прозелитизма на канонической территории
 
нашей Церкви. Пока же три православные епархии на Западной Украине -
 
Львовская, Иваново-Франковская и Тернопольская — в результате униатского
 
натиска фактически разгромлены, а наши приходы остались практически на
 
улице. Эта рана кровоточит и отравляет отношения с Римом. Возможность личной
 
встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с Папой Римским  в принципе
 
не исключена, однако она должна быть предварительно хорошо подготовлена,
 
дабы могла принести реальные плоды взаимного уважения и нелицемерного
 
согласия. В противном случае речь будет идти лишь о всемирном телевизионном
 
шоу на фоне непреодоленных трудностей.
 
 
В наших отношениях с Русской Зарубежной Церковью мы также честно прошли свою
 
часть пути, неоднократно призывая Зарубежный Синод к воссоединению с
 
Матерью-Церковью в России и к преодолению послереволюционного раскола. Это
 
приглашение к диалогу вызывает живой и благодарный отклик в среде русской
 
православной диаспоры, однако Священноначалие Зарубежной Церкви упорно
 
отталкивает протянутую нами руку. Видимо, люди, принимающие там решения, по
 
каким-то причинам предпочитают оставить проблему уврачевания карловацкого
 
раскола своим преемникам.
 
 
Вопрос: Каким Вы видите место Русской Православной Церкви в жизни
 
российского общества в ближайшие годы? Можно ли ожидать большего ее участия
 
в государственной и политической деятельности? Будут ли продолжаться рост
 
влияния Церкви на общественную жизнь и увеличение числа прихожан в храмах,
 
столь характерные для минувшего десятилетия?
 
 
Ответ: Прошедшие десять лет уже нарекли временем «второго Крещения Руси».
 
Этот период нам есть с чем сравнивать. Получив в 1986 году назначение на
 
Ленинградскую кафедру, я по прибытии к месту служения высказал
 
уполномоченному Совета по делам религий пожелание нанести визит председателю
 
Ленсовета — тогдашнему мэру города. И услышал в ответ: это невозможно,
 
потому что такого никогда не было и никогда не будет.
 
 
Всенародное празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, к которому
 
скрепя сердце вынуждены были присоединиться даже власти тогдашнего СССР,
 
явилось, помимо прочего, зримой демонстрацией того, что Русское Православие
 
вышло на арену общественной жизни в качестве мощной созидательной и
 
объединяющей духовной силы — объединяющей поверх социальных, имущественных,
 
национальных, возрастных, образовательных и иных различий. Другой аспект
 
миссии Церкви после распада СССР заключается в том, что Православие ныне
 
остается одной из последних духовных основ, соединяющих людей на
 
постсоветском пространстве. Полагаю, что Церковь и впредь будет оставаться
 
одним из институтов, вызывающих наибольшее доверие граждан и пользующихся
 
среди них безусловным авторитетом.
 
 
У Русской Православной Церкви нет никаких претензий на какую бы то ни было
 
роль в политике и государственном управлении, и эта принципиальная установка
 
останется в силе и впредь. Однако, будучи отделена от государства, Церковь
 
не мыслит себя отделенной от общества с его проблемами, тревогами и
 
чаяниями. На Руси Патриархи традиционно пользовались правом "печалования за
 
народ" перед лицом высшей государственной власти. Отказываться от этого
 
прекрасного обычая мы не намерены и ныне.
 
 
Надеюсь, что наступающее столетие станет временем дальнейшего роста влияния
 
и авторитета Церкви в обществе. «Второе Крещение Руси» уже совершилось, и
 
теперь необходимо работать для того, чтобы нормы христианской нравственности
 
утвердились в повседневной жизни, в общественных и семейных отношениях, на
 
производстве, в политике, в сфере государственной деятельности. Иными
 
словами, предстоит глубинное воцерковление всего русского общества. Это -
 
задача на многие годы. Путь России к себе будет долог и, возможно, тернист,
 
но только этим путем возможно прийти к процветающему и справедливому
 
обществу. Свою чашу безмерных страданий Россия испила до дна в ХХ веке.
 
Верю, что грядущее столетие станет для нее временем небесного воздаяния за
 
великую жертвенность и великое долготерпение. Она это выстрадала и
 
заслужила.
 
 
Вопрос: Что Вы пожелаете читателям «Коммерсанта», среди которых много
 
верующих православных христиан?
 
 
Ответ: Пожелаю мира в душе, мира в семье, мира в стране и за ее пределами,
 
счастья в чадах. Желаю радости в служении ближнему и полноты бытия в
 
согласии с заповедями Христовыми.
 
 
Желаю также всегда помнить слова Священного Писания: "Не обижай наемника,
 
бедного и нищего... В тот же день отдай плату его.., чтоб он не возопил на
 
тебя к Господу, и не было на тебе греха" (Втор. 24. 14-15).
 
 
Желаю всем читающим эти строки быть усердными и совестливыми соработниками в
 
деле созидания нашего общего дома — процветающей России.
 
 
——————————————————————————————————————
 
ВНИМАНИЕ!
 
При использовании материалов просьба давать ссылку:
 
«Служба коммуникации ОВЦС МП»,
 
а при размещении в сети Интернет — гиперссылку на Официальный сайт Русской
 
Православной Церкви:
 
http://www.russian-orthodox-church.org.ru
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]