Re (6): Молитва


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Вета 07:20:11 18/06/2000
в ответ на: Re (5): Молитва, отправлено Зоря 03:42:16 18/06/2000
 
   Здравствуйте, Зоря!
 
   С Днем Святой Троицы Вас!
 
 
> Вы все правильно написали о значении молитвы, но содержание ее не должно быть недоступно уму, напротив, оно должно исходить от человека, ведь молитва – это обращение человека к Богу, а не наоборот. Как же обращаться с тем, в чем не ведаешь, просить, не понимая о чем ?…
 
 
   Думаю, Вы замечали, что молитвы, повторяемые из раза в раз, становятся Вашими, исходят от сердца — от Вашего сердца. Я не просто «признаю» о.Иоанна Крестьянкина, — по его книге когда-то училась подготовке к исповеданию грехов. Но ведь в процитированном Вами отрывке не отвергаются молитвы по молитвослову. И, наоборот, количество молитв не было темой предыдущего разговора.
 
   Что же до «непонятности» молитв, — так ведь о непонятном и спросить у батюшки можно, да и в конце молитвослова — словарик помещен.
 
   Никто ведь не отрицает молитв самостоятельных, от сердца идущих. Но следует ли полностью утренние и вечерние молитвенные последования перевести на собственные изложения просьб и благодарений. Не буду далее вступать в полемику, — не великая я молитвенница. Вот Св.Серафим Саровский, которому являлась сама Богоматерь, который 3 года молился на камне, — тот был молитвенником. Наверное, он мог бы молиться и от себя. А он что советует «простецам»? (Кстати, мечталось бы быть таким «простецом»; это ведь не аналог необразованности, глупости, — а чистота сердца, простодушие в общении с Богом). Я люблю цитаты из Святых: наверное, Вы поймете меня, — очень уж бледен и беден наш собственный язык, наш земной, «поврежденный» ум, чтобы передать Божественную простоту и мудрость.
 
   Так вот Св.Серафим Саровский:
 
   "Восставше от сна, всякий должен оградить себя крестным знамением и, ставши на избранном месте, читать ту спасительную молитву, которую передал 'Сам' Господь, то есть Отче наш до конца, трижды; потом трижды Богородице Дево, радуйся до конца и, наконец, единожды, Символ веры.
 
      Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо, про себя Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. А если окружают его люди, тогда он, занимаясь делом, пусть только умом говорит: Господи, помилуй, и это продолжать до самого обеда. Перед обедом же совершает вышесказанное утреннее правило.
 
      После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешного, и это продолжать до самой ночи.
 
      Когда же случится проводить время в уединении, тогда нужно читать: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного (или грешную), а ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило и после этого с крестным знамением пусть засыпает. Если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть меры христианского совершенства и любви Божественной, потому что эти три молитвы суть основание христианства: первая, как слово Самого Господа и которую Он поставил в образец всех молитв; вторая принесена с Неба 'Архангелом' в приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа; третья же заключает в себе 'все' догматы христианской веры".
 
   Думаю, что Вы сами осознаете ценность этих молитв. Попросить-то мы, может быть, еще умеем. А вот славить Бога и Матерь Его!?
 
   Очень сокровенную тему мы с Вами затронули. Не всем поделишься из опыта молитвенного. Может и правда, по e-mail?
 
   Спаси Вас Христос!
 
   Алла (Вета).
 
  
 
   PS: По поводу вот этого Вашего наблюдения:
 
 
> Совершенно справедливо, что ум человека слаб и склонен к соблазнам – поэтому я и писала, что молитва должна исходить от души и от сердца.
 
  
 
   Но они у нас все в разладе (об этом — прекрасно — в «Слове о человеке» Свт.Игнатия Брянчанинова). И судить о том, «от сердца» мы помолились или нет, — нам самим просто невозможно. «Видимая» часть нашей молитвы — то, что нам о ней кажется — это, как у корнеплодов, — «ботва» (не в оскорбительном смысле), а невидимая — угодна ли она оказалась Богу, примет ли Он ее?) — это плоды, невидные нам из-под земли (только Господу известно истинное «качество» — суть нашей молитвы — и ее результат).
 
   А насчет сердца: наши чувства не всегда вдохновляемы Богом. Как раз жизнь сердца — очень во многом во власти иных сил. Отсюда — негативная оценка в Православии такого состояния как «страстность». Нам может казаться, что наша сердечная молитва — прекрасна по чувству, потому что искренна, потому что «слезой проникнута». Но источники слез также разными могут быть: вызванные угождением собственному телу, навеянные бесами — и, наконец, истинные, — Божией Матерью дарованные нам (помните, мы говорим Божией Матери: «струю давай ми слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи»?) Тут я опасаюсь проводить более подробную градацию, хотя вообще читала об этом у кого-то из Св.Отцов, да и от собственного Духовного Отца слышала тоже.
 
   Так что, думаю, православный христианин призван к суровому деланию (когда не знаешь результатов его). Дабы не впасть в прельщение, — он ведь должен молиться утром и вечером, независимо от того, «лежит у него сердце сегодня, в эту минуту к молитве — или нет, »пошла" у него молитва — или нет.
 
   А потом, известны ведь случаи, когда «теплая молитва», благодатный Дух — отнимался даже у Святых, и они продолжали, несмотря ни на что, молить Господа о ниспослании благодати (на протяжении многих лет)! Куда уж нам, грешным, знать, «от сердца» мы сегодня помолились, или нет, была на нас «благодать Святаго Духа» в молитве — или нет? Подобная уверенность была бы, думаю, дерзновенна и губительна для нас. Вера — одно, надежда — да. Но «уверенность» — это действительно дерзновение, правда?
 
 
   Прошу прощения за многословность. Тема уж очень тонкая, — лаконично не выразишься.
 
   Мир Вам!
 
   Алла (Вета).


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]