Re: Один источник подвел, но остальные — нет.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Вета 21:22:49 23/06/2000
в ответ на: Вете — Полезно ли читать всё подряд ?, отправлено Вадим 11:00:26 23/06/2000
 
>>    Недавно вышла книга «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий».
 
 
   То, о чем пойдет разговор дальше, думаю, не опровергает сути моего предыдущего письма? Ведь отрывок из «Духовного завещания» не был единственным и, тем более, основным аргументом моим в пользу оправдания мирского пути спасения. Думаю, и Вы, Вадим, писали не с тем, чтобы опровергнуть мысль о равноправии обоих путей: и монашеского, и мирского -–перед Богом?
 
 
> Простите, что не по теме, думаю нижеприведенная ссылка объяснит смысл вопроса. Вообще-то грустно всё это и обидно, тем более что «Завещание» действительно сильное. В общем прочтите, Ваше мнение для меня важно. Спаси Вас Господи!
 
 
   Действительно, обидно. Благодарна Вам, Вадим, за предостережение. Подробно прочитала содержание предлагаемой Вами ссылки. Только вот не поняла, а кто автор? Эта анонимность также досадна. Кто писал это опровержение? Когда один источник (формально – православный!) оказывается ложным, поневоле начинаешь уточнять авторство другого. Ревнители памяти – имеют ли священнический сан?
 
   Не случайно задаю вопрос. Доводы, опровергающие фактологические несоответствия, конечно, оспаривать не возникает ни желания, ни повода. Все звучит в этом опровержении очень доказательно. Но есть одна деталь, которая настораживает не меньше, чем мифологизированные эпизоды в самом критикуемом источнике. Это – односторонность толкования Промысла Божиего о человеке.
 
   Господь есть любовь, – конечно! Весь личный опыт жизни убеждает в этом, все долготерпение Божие по отношению лично ко мне, многогрешной (свои–то грехи знаю и не умаляю их, по псалму: «яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну…»)
 
   И слова «в искушении же своем не говори: Бог меня искушает», – также живут во мне. Но разве (из Евангелия же) не известен нам и Христос карающий (изгоняющий, например, торгующих из храма)? Разве не «в силе и славе» придет Нелицеприятный Судия (как пророчит о том «Откровение Иоанна»): «и цари земстии и вельможи, и богатии и тысящницы и сильнии, и всяк раб и всяк свобод скрышася в пещерах и камении горстем, и глаголаша горам и камению: падите на ны и покрыйте ны от лица Сидящаго на престоле и от гнева Агнча: яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати».
 
   Да и в Псалмах (в Шестопсалмии, например) мы видим и Карающий Господень Лик: ведь Бог Триедин и Единосущен, и воля Его неделима? Или я заблуждаюсь? А в Псалме 3, напр., с одной стороны, – «Но Ты, Господи, – защита моя, Ты – слава моя. Ты возносишь главу мою (…)» А, с другой стороны, – в Псалме 37: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня, и не в гневе Твоем наказывай меня; ибо стрелы Твои вошли в меня, и отяготела на мне десница Твоя. Нет целого места в плоти моей по причине гнева Твоего, нет мира в костях моих по причине грехов моих (…)» В Псалме 87: «Ты низвел меня в ров преисподний, во тьму и в тень смерти, на мне отяготела ярость Твоя, и все волны Твои навел Ты на меня (…)»
 
(Текст из интернет, поэтому прошу прощения за языковые огрехи).
 
 
Нет нужды уточнять, – это мы, бесспорно, оба понимаем, что Псалом этот, – в части, касающейся гнева Божия, – говорит о «ветхом человеке». Но Псалмы включены и в нынешние Церковные службы, и в наши утренние и вечерние правила: разве потеряли значение слова о гневе Божием для частной, индивидуальной судьбы? Подвергаем ли мы сомнению волю Божию о человеке?
 
 
Не подумайте, что я отстаиваю сейчас «Духовное завещание». Я и предупреждала, что неизбежно некоторое отклонение от прозвучавшей ранее темы. Теперь уж разговор идет об этой вот реплике:
 
 
   «Истинное послушание Единому Богу — это дар Божий человеку, обладающему свободой воли, свободой выбора. Это не смирение забитой овцы, а, основанное на взаимной любви, добровольное стремление человека к богоуподоблению».
 
 
   Стремление человека к Богоуподоблению, вопреки «смирению забитой овцы»? А в этом нет ли перекоса уже в противоположную сторону?
 
   Не хочу навязывать своей позиции, а только скажу: мечтающий о поприще  «нищего духом», – разве не о том молит, чтобы как раз полностью отказаться от собственной воли и отдать себя в «руце Божии»? Может быть, конечно, я уж «рудимент» на теле современной веры? Может, «признак атавизма»? (Только думается мне, что вера – вневременная категория; и в своей вере я ориентируюсь на наставления Св.Отцов, не пытаясь корректировать их в соответствии с новыми веяниями. В этой вере есть и прорывы к свету, – и суровые моменты осознания Божиего, заслуженного наказания). Но в моем представлении путь к Богу возможен только через полный отказ от своей воли – перед Божиим Промыслом о нас.
 
   Мое убеждение твердое: каждого Господь ведет по–своему, в соответствии с нашими личными слабостями, личными болезнями. И смирение — не помеха на этом пути, а единственное условие спасения. Да и читала я об этом.
 
 
Игумен Никон Воробьев, «Нам оставлено покаяние»:
 
   «Не будем диктовать Господу, а станем внедрять в сердце покорность Господу, преданность Его святой воле. Господь ведет нас легчайшим путем ко Спасению, соответственно нашим свойствам, силам, обстоятельствам и проч., и проч. Слепой не указывает дороги зрячему» (Письмо 140).
 
 
   Немного ушла от тем, — Вы уж простите, нечаянно так вышло.
 
   Алла (Вета).


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]