Как будто бы в "идеях" дело, Вета !


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр С. 18:11:32 01/07/2000
в ответ на: Re (2): Поподробнее: но не о "деяниях", а об идеях, отправлено Вета 23:05:24 30/06/2000
 
Совершенно не в том причина конфликта Толстого с Церковью, что Толстой высказывал не приветствуемые ею взгляды. Сколько писателей в ту пору — конца 19-го-начала 20-го — писали Бог знает что, громоздили одну ересь на другую, писали, подобно Л.Андрееву, «апокрифы» на тему Евангелия и т.п. К светской литературе и высказываемым там идеям Церковь относилась снисходительно, об анафематствовании направо и налево и речи не было.
 
 
С ЛНТ всё ведь было иначе. Впервые он обрушился с нападками и сатирой на Православие в романе «Воскресенье» — прочитайте хотя бы длинный нравоучительный пассаж от имени автора, который следует в сцене прихода Катюши Масловой вместе с другими заключёнными в церковь. Там он обстоятельно объясняет полное несоответствие и противоречие всего происходящего св.Писанию. Для большей убедительности, добавляются издевательские нотки, типа : «Уйдя в алтарь, священник с аппетитом доел Христово тело, допил Христову кровь и обтёр  усы...» (цитирую по памяти).
 
 
Именно с романа «Воскресенье» и приходит к Толстому мировая слава : ведь после написания ранее «Войны и мира» он до этого момента 16 лет был абсолютно не известен и не интересен западной публике. С этого момента  он начинает регулярные нападки на Церковь в своих статьях, яростно сражается с ней, отстаивая «не-традиционные» религиозные течения, вроде молокан и пр.
 
 
Кстати, и анафема ему не объявлялась, насколько мне известно (поправьте, кто знает, могу и ошибиться). Либеральная истерика по поводу ЛНТ началась, когда стало известно, что в православные приходы поступило распоряжение вышестоящего епископа (простите, забыл имя этого достойного человека)  с указанием не совершать православного отпевания Толстому, если он умрёт. Известно визгливое письмо Толстого этому епископу, менее известен ответ последнего, в котором тот спокойно объясняет, что Церковь «состоит из верующих и существует для верующих», потому не возможно совершение таинства над умершим человеком, который при жизни по своей воле порвал с Церковью всякое общение.
 
 
Если же говорить об идеях, то едва ли найдётся равный Толстому еретик, которому бы удалось нанести нашей стране и церкви столь страшный ущерб. Дело в том, что хотя учение ЛНТ и было отвергнуто Церковью, оно всё же влезло в умы даже достойных и святых людей. Абсолютно непротивленческое, пассивное поведение руководства Церкви, на протяжение того важнейшего момента в нашей истории, когда ещё можно было остановить надвигающуюся страшную опасность, знаменитое письмо патриарха Тихона от 1918 года — всё это проникнуто скрытно и незаметно въевшейся в сознание толстовской ересью непротивленчества злу. Она, эта ересь, в нас сидит до сих пор — неужели никогда не удастся её выдавить ?
 
 
С уважением
 
 
Александр


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]