О схождении Благодатного Огня. Свидетельства древние и новые.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Маврикий 04:15:32 14/07/2000
в ответ на: О схождении Благодатного Огня, отправлено Александр В. 16:16:22 13/07/2000:

 
О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ НА ЖИВОНОСНОМ ГРОБЕ ГОСПОДНЕМ
 
В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ
 
 
Одним из самых замечательных Божиих чудес является сошествие благодат-ного Огня на Святой Гроб Господень под Светлое Христово Воскресение в Ие-русалиме. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, начиная с глу-бокой древности.
 
Одно из самых древних упоминаний о новозаветном празднике огня содер-жится в трудах церковного историка Евсевия (IV век). Он описывает такой слу-чай. При Патриархе Нарциссе (конец II века) не хватало масла в лампаде на Пасху. В лампаду налили воды из Силоамского источника. Лампада была за-жжена небесным огнем и горела в течение всей пасхальной службы (2, с. 5).
 
Среди самых ранних упоминаний о благодатном Огне укажем на писания отцов Церкви: Григория Нисского и Иоанна Дамаскина (I, с. V), которые сами были в Иерусалиме.
 
Святой Григорий Нисский (+394) во втором слове о Воскресении пишет: “Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высо-ким апостольским умом: “Исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно”.
 
Преподобный Иоанн Дамаскин (+780) в своих церковных песнопениях, не-редко упоминает о свете, чудесно блиставшем на Святом Гробе. Так, например: “Скорый Петр предста ко Гробу и, свет зря во гробе, ужасашеся” (Октоих, вос-кресный седален,глас 8).
 
 
Сведения о благодатном огне сообщаются не только христианскими писателями, но и мусульма-нами, в ряду которых особого внимания заслуживает ал-Бируни, повествующий в своей Хроно-логии (около 1000 г.) о том, что читал об этом чуде слышал рассказы очевидцев.
 
Сохранились, свидетельства латинского монаха Бернарда (IX века) и папы Урбана II (XI век). Вот что они сообщают.
 
“В Великую Субботу,—пишет Бернард,—накануне Пасхи, на утреннем цер-ковном служении во храме Гроба Господня, по пропетии: “Кирие, элейсон” (Господи, помилуй!) — Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передает этот Огонь епископу и наконец всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своем доме. Нынешнего Пат-риарха зовут Феодосием (863—879); он призван на это место за свое благочестие”. Папа Урбан II на крестовом соборе в Клермонте, в своей речи к собран-ному перед ним бесчисленному множеству народа, провозгласил, между про-чим, следующее: “Поистине в этом храме (Гроба Господня) опочивает Бог: в этом храме Он за нас умер и был погребен. Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во дни Святых Страстей Своих, когда все огни погашены над гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются. Чье серд-це, сколько бы оно ни было окаменелым, не смягчится таким явлением”.
 
Из свидетельств благочестивых православных паломников следует упомя-нуть свидетельство игумена Даниила, посетившего Иерусалим в 1093-1112 го-дах, при великом князе Киевском Святополке Изяславовиче. В то время, вскоре после крестовых походов, в Иерусалиме царствовал король Болдуин I, католик. Из описания Даниила мы видим, что Болдуин I присутствовал при явлении бла-годатного Огня и принимал от епископа свечу, но епископ был православный, а не католик несмотря на то, что сам Болдуин был католик и Иерусалим был завоеван крестоносцами-католиками и принадлежал папскому престолу. Веро-ятно, были опыты, но католическим епископам не сходил святой Огонь, поэто-му и было предоставлено это право православным (I, с. VIII).
 
Необходимо сделать еще одно существенное замечание. Как известно, пра-вославные и католики празднуют Пасху по разному календарю (так называемый старый и новый стиль). Так вот, благодатный Огонь появляется только под Светлое Христово Воскресение, определяемое по старому стилю, и никогда не сходил под Пасху, празднуемую по новому стилю. Не является ли это убеди-тельным аргументом против тех, кто ратует за ненужную и ничем не оправданную реформу церковного календаря?
 
И, наконец, в заключение отметим еще одно обстоятельство. Получение бла-годатного Огня происходит каждый год при таких условиях, когда всякая под-делка исключена. Десятки тысяч людей, в том числе и иноверные — раньше турецкая, а теперь израильская полиция — наблюдают это явление. И тем не ме-нее это явное чудо далеко не всех убеждает. Напрашивается страшный вопрос: какая же сила держит людей в столь крепких узах духовного мрака неверия?
 
 
Читая записи наших паломников, мы постепенно приобретаем довольно полную картину событий, связанных с появлением благодатного Огня.
 
Как же происходит самое явление Огня, об этом разные путешественники пишут несколько различно. Одни описывают, что перед этим выходит облако, другие же, не упоминая этого, приписывают происхождение святого Огня пря-мо от Гроба Господня, иные паломники называют цвет Огня синим, который делается потом блестяще-светлым, а некоторые изображали его красным. Из последних паломников блаженной памяти Андрей Николаевич Муравьев писал, что “на Гроб Господень предварительно кладется хлопчатая бумага (вата), дабы собирать ею святой Огонь, появляющийся, как говорят, малыми искрами на мраморной плите Гроба Господня”. А. С. Норов описывает: “Я видел, как пре-старелый митрополит, склоняясь над низким входом, вошел в вертеп и поверг-ся на колена перед Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом и ми-трополит "вышел к нам с пылающим пуком свечей”. Иеромонах Мелетий, бла-гочестивейший саровский старец, утверждает, что “явление святого Огня не от инуду, кажется, происходит, как точию от самого Гроба, освященного Плотию Христовою, который ежегодно источает оный в знамение сия истины и право-верия”. Не будучи сам лично свидетелем схождения святого Огня, иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила, совершавшего тогда служе-ние: “Вшедшу мне, — говорил ему архиепископ Мисаил, — внутрь Святому Гробу, видим бе на всей крышке гробной блистающь свет, подобно рассыпан-ному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом, совокупляяся, краснел и претворялся в вещество огня; но Огнь сей в те-чение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат “Господи, помилуй” не жжет и не опаляет, и от сего-то Огня уготованные кадила и свечи возжигаются; но впрочем, — присовокупил архиепископ, — как, откуда явление сие бывает, сказать не могу”.
 
Такое разнообразие сказаний о цвете святого Огня и о способе его явления доказывает неподдельность и искренность писателей. Все же сказания очевид-цев сводятся к одному итогу, что он невеществен и является ежегодно в Великую Субботу.
 
Представляет интерес одно из ранних сообщений: паломника Трифона Ко-робейникова (XVI век, см. З): “Патриарх Иерусалимский Софроний вниде в придел Гроба Господня, имея в обеих руках своих свечи без огня... И нас спо-добил Бог видети. Туто ж на Гробе христианския кандила (лампады) загоре-шась, а латыня, и все еретики, и игумены, и попы взимают огнь на Гробе Гос-подне от христианских (т. е. православных) кандил и своя кандила зажигают, а Патриарх им от своих рук не дает и от них удаляется и совета с ними не тво-рит...
 
И понесоша (людие) тот Огнь по домам для благословения и держат тот Огнь весь год” (3, с. 20—21).
 
Сходное описание того же явления имеем в труде иеромонаха Ипполита (XVIII век, см. 4). Он подчеркивает, что благодатный Огонь исходит на лампа-ды Православной Церкви даже тогда, когда ближе ко Святому Гробу висят иностранные лампады: армянские, французские, коптские...
 
Всеобщее ликование, по словам отца Ипполита, захватывает и турецких ад-министраторов. Однако они скрывают слезы умиления, чтобы сохранить жизнь.
 
Сам отец Ипполит оказался у Святого Гроба вскоре после появления Огня. Он пишет на родном ему украинском языке, что плита Гроба была покрыта “кропельками, як живое сребро...”. Благодатный Огонь обладает дивными свойствами. Первое время после появления Огонь этот не жжет ни кожи, ни волос, хотя свеча от свечи быстро загорается. Один из паломников пишет: “Я всеми горящими свещами себе бороду жег и ни единого власа не подпалило и не скорчило” (5). Заметим, что минут через 10—15 после возникновения благо-датный Огонь начинает жечь, как обычное пламя свечи.
 
Значительно позже своих предшественников пришел на Святую Землю афонский инок Парфений. Его путешествие было предпринято около середины XIX столетия. Конечно, благочестивый инок уделил много внимания описанию благодатного Огня. Приведем краткие выдержки из его яркого и правдивого описания. “Пришел Патриарх, и была ему великолепная встреча. Вечерня была торжественная. После вечерни арабы стали кричать и бегать по храму. Я спра-шиваю, что они говорят. Мне сказали, что они хвалят веру Православную; франков (католиков) укоряют, что те не верят благодати, а армян укоряют, что они хотели сами получить благодать, но вместо этого посрамились” (6, с. 113). Известен рассказ о событиях, которые легли в основу последней реплики (I, с. VIII и IX). Это произошло в Иерусалиме, вскоре после водворения там турец-кой администрации. Руководители Армянской Церкви сумели убедить турок передать право получения п распределения благодатного Огня армянской об-щине. Православная община во главе с Патриархом была удалена не только кз кувуклии (содержащей Святой Гроб), но и из храма. Ей было указано место на улице близ колонн, знаменующих вход в храм. В храме заняли место богато об-лаченные армянские духовные лица во главе с Патриархом-Католикосом всех армян.
 
То, что произошло вслед за этим, нельзя не рассматривать как явное Божие указание на истинную веру. Цитируем о далее происходившем событии из ста-тьи православного араба Хури Фози (7). “Армяне долго ожидали чуда, тщетно их духовный глава усердно молился перед Гробом— Божественный Свет не сходил. Вдруг раздался громовой удар. Мраморная колонна треснула, и из этой трещины показался Огонь. Православный Патриарх, молившийся перед хра-мом, встал и зажег свои свечи, а от него получили благодатный Огонь все пра-вославные и все пришедшие в храм”. Этому событию сопутствовало другое трогательное явление. Рядом с храмом Гроба Господня стоит здание примерно той же высоты. На веранде верхнего этажа этого здания нес сторожевую служ-бу турецкий офицер Анвар со своими солдатами. Когда он увидел сошествие благодатного Огня на колонну, то прыгнул на мраморные плиты, устилавшие землю около входа в храм, и возгласил: “Едина есть истинная вера Православ-ная христианская! Я — христианин!” При падении на каменный пол Анвар не разбился. Мраморные плиты, как восковые, подались под ногами Ан-вара. След его ног сохранили каменные плиты, хотя турки потом пытались их скоблить...
 
Турки обезглавили Анвара и сожгли его тело. Пепел мученика, крестившего-ся в своей крови, хранится в одном из христианских монастырей.
 
Наконец, приведем в наиболее подробном виде рассказ паломника, совер-шившего путешествие в Иерусалим в конце XIX века.
 
“Святой Свет — у греков Священный Огнь (или благодать Господня) — у русских паломников, искони являемый в храме Воскресения Господня в Иеру-салиме, в последний день Страстной седмицы, в два часа пополудни, — торже-ство, коему подобного нет во всем христианском мире.
 
Мне довелось быть очевидцем происходящего в это время в храме Воскре-сения два раза. Испытываемое внешними чувствами при этом своеобразном зрелище передать с надлежащей точностью нелегко. Ссылаюсь на очевидцев: пусть скажут, какова задача...
 
Обыкновенно в Великую Субботу, в половине второго часа, раздается коло-кол в патриархии. Начинается оттуда шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху. Он— в полном облачении, сияющей митре и панагиях. Духовенство медленной посту-пью минует “камень миропомазания”, идет к помосту, соединяющему кувуклию с собором, и затем между двух рядов вооруженной турецкой рати, едва сдержи-вающей натиск толпы, исчезает в большом алтаре собора. Патриарх останавли-вается перед царскими вратами. Два архимандрита с иеродиаконами его разо-блачают. Без митры и всех архипастырских отличий, в белой полотняной хла-миде, подпоясанный кожаным ремнем, он возвращается, в сопровождении ми-трополитов и архиереев, ко входу в часовню. Вход запечатан турецкой печатью, охраняемой турецким караулом.
 
Накануне в храме уже все свечи, лампады, паникадила были потушены. Еще в неотдаленном прошлом тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков дохо-дили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наме-стника Патриарха, когда резиденция последнего находилась еще в Константи-нополе.
 
После троекратного обхода духовенством, предшествуемым хоругвеносца-ми, часовни Святого Гроба, с пением стихиры 5-го гласа. “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех...” — Патриарх останавливается на по-мосте перед наружным входом в часовню. Здесь его ожидает армянский епи-скоп в облачении. Турецкий офицер снимает печать. По входе Патриарха, а за ним и армянского епископа, дверь снова запирается. Оба раза я епископа не за-мечал; но если он, по уверению некоторых, а между ними и знаменитого па-ломника нашего Андрея Николаевича Муравьева, и входит за Патриархом, то остается в приделе Ангела бездействующим свидетелем. Греческий же иерарх проникает через низкое отверстие поперечной стены ко Святому Гробу. Там царит безусловный мрак ночи.
 
Следуют страшные... страстные минуты... иногда четверть часа, иногда два-дцать минут... Это — целый век трепетного ожидания... Гробовое молчание... Представьте себе мертвую тишину многотысячной ... толпы, такую, что, пролети птица, слышен был бы шум крыльев, и поймете тогда степень напряжен-ного ожидания этого люда. Только имевшие случай пережить эти минуты в со-стоянии понять, как бьются сердца.
 
В кувуклии, в приделе Ангела, в северной и южной стенах — два отверстия, овальные, величиной с большое столовое блюдо... В северном вдруг показыва-ется длинная свеча... пылающая!
 
Благодать!.. Господи, помилуй! Кирие, элейсон!.. Воля-дин, иля-дин, эль-Мессия! (арабское: нет веры иной, как Православная!).
 
...Крики, вопли, неистовые, неумолкающие, несутся снизу, сверху, с балко-нов, галерей, лож, карнизов; отовсюду оглушительные возгласы, звон колоко-лов, торжественные звуки деревянных бил, треск барабанов, резкие трели металлических молотков; все скачет, кричит, все лезет на плечи друг к другу... Мне сдается, что я в громадном здании, охваченном пожаром. Огонь момен-тально сообщается всюду: у всех горят пучки свеч; их спускают на веревках с галерей; зажженные летят вверх. Весь храм объят пламенем. Температура во мгновение доходит до 45°...
 
С неимоверными усилиями, ружейными прикладами и тесаками, солдаты ед-ва успевают очистить путь вышедшему из кувуклии Патриарху. Бледный, со страдальческими чертами лица от глубокого душевного потрясения, Патриарх медленно приближается к соборному алтарю. Так, во время оно, Моисей остав-лял выси Синайские... Патриарх простирает в обе стороны зажженные свечи. Кто успевает, тушит свой пук и ловит пламя патриаршей свечи...
 
Никак не мог себе объяснить я, как огонь, едва замеченный в северном от-верстии кувуклии, почти во мгновение ока появляется почти в алтаре собора. Там все свечи уже пылают в то время, когда огонь едва стал перехватываться и передаваться близ стоящим у самой часовни. У сказанного отверстия обыкно-венно ожидают двое нарочных с фонарями; один из них немедленно скачет верхом в Вифлеем... Но как может другой в единый миг пронизать сплоченную массу народа и проникнуть в алтарь, остается, решительно, непонятным...
 
В алтаре Патриарх отдыхает не более пяти минут и затем удаляется; мало-помалу и все духовенство исчезает из храма.
 
Что же произошло? Откуда же взялся Огонь у Патриарха? — Таковы вопро-сы, которые у скептика, разумеется, так сказать, на языке.
 
Как-то вскоре после пасхальных дней я, в числе нескольких вновь прибыв-ших паломников, сопровождал Патриарха на пути в Иерихон и к Иордану. На половине пути мы были приглашены в его палатку к обеду. Один из таких скептиков, выбрав удобную минуту, вдруг поставил так вопрос:
 
— Откуда, ваше Блаженство, изволите получать Огонь в кувуклии?
 
Престарелый Архипастырь, не обращая внимание на то, что слышалось в то-не вопроса, невозмутимо отвечал так (мною почти слово в слово записано бы-ло слышанное):
 
— Я, милостивый государь, извольте знать, без очков уже не чтец. Когда впервые вошел я в придел Ангела и за мною закрылись двери, там царил полу-мрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Святого Гроба, тоже слабо освещенной сверху. В приделе же Святого Гроба я не мог различить, мо-литвенник ли у меня в руках или что другое. Едва-едва замечалось как бы беле-соватое пятно на черном фоне ночи: то, очевидно, белела мраморная доска на Святом Гробе. Когда же я открыл молитвенник, к удивлению моему, печать стала вполне доступна моему зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-четыре, как, взглянув на доску, бе-левшую все более и более и так, что мне явственно представились уже все че-тыре ее края, заметил я на доске оной как бы мелкий рассыпанный бисер раз-ных цветов, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку и того мень-ше, а доска начала положительно издавать яко бы свет. Бессознательно сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал сливаться подобно каплям масла, я почуствовал в вате некую теплоту и столь же бессознательно коснулся ее фителем свечи. Он вспыхнул подобно пороху, и — свеча горела и три образа Воскресения озаряла, как озаряла и лик Богоматери и все металлические над Святым Гробом лампады. Предоставляю за сим вам, милостивый государь, су-дить о моем в ту минуту душевном волнении и вывести ответ на сделанный во-прос” (8, с. 183— 187).
 
...Не излишне прибавить, что между католическими писателями немало та-ких, которые свидетельствовали, что видели чудо, как в Великую Субботу у Гроба Господня свечи сами зажигались (Бароний, летописец Римской Церкви, прибавляет: “Чудо сие там бывает нередко”).
 
Следует еще остановиться на неверии скептиков относительно невеществен-ного появления Огня, именуемого поэтому святым, и представить им следую-щие доказательства: упомянутая речь иерарха, по существу, есть свод всего то-го, чго в течение многих веков свидетельствовалось и заявлялось знаменитыми паломниками, коим, подобно мне, доводилось лично присутствовать в храме в Великую Субботу. Подтверждение тому ниже спрашивается: можно ли допустить, чтобы кто-либо из этих паломников, отмечая в своих записках виденное и прочувствованное, не довольствовался собственными впечатлениями, а искал соображаться еще и со свидетельствами предшественников? Более чем вероят-но: то удобство компилировать свидетельства по этому предмету, которые у меня под рукой, едва ли кто имел, да и не мог ощущать в том надобности. А если так: чем же объяснить поразительное тожество, в главных чертах, из пока-заний, если не несомненностью периодического явления и правдивостью их сообщений?
 
На страже Святого Гроба уже несколько веков стоят православные иерархи. Теперь, если допустить даже некоторую основательность в сомнениях неве-рующих, возможно ли подумать, что в длинном ряде наследников престола св. Иакова, брата Господня, не оказалось бы ни единого ставленника во главе Ие-русалимской Церкви, который бы, впервые приступая к священнодействию у Святого Гроба в Великую Субботу и познав святотатственное, диаволу угодное, дело на Гробе Господнем, не возмутился бы душой и не явил, во имя придер-жимой их хоругви Православия, всю ложь деяния и обман, подозреваемый не-верующими?
 
Напротив, из описаний наших паломников мы узнаем, что православные ие-рархи-греки, получавшие благодатный Огонь — люди высокодуховные, яв-ляющие собой образцы благочестивой жизни. Приведем по этому поводу от-рывки из воспоминаний одной нашей паломницы XIX века — Варвары Брюн де-Сент Ипполит. Она описывает, в частности, как уже после явления этого дивного чуда в Великую Субботу 1859 года она навестила митрополита Петр-ского Мелетия, который в тот год получал благодатный Огонь.
 
“После нескольких часов отдыха мне нужно было поздравить его высоко-преосвященство Наместника Петры Мелетия. Хотя во время десятимесячного моего пребывания в Иерусалиме я привыкла с ним общаться, как с добрым отцом, но тут, представляя в нем орудие небесной благодати, преподанной нам свыше чрез его святые руки, не смела приблизиться к нему и со страхом стояла у порога скромной его келлии. Владыка сидел на барсовой коже на полу, где обыкновенно сиживал. Заметив мою робость, он улыбнулся и сказал: “И чего ты боишься? Вот уже тридцать лет, как Бог сподобляет меня принимать благо-датный Огнь. Прежде ты не боялась меня, не бойся и теперь — подойди, я тоже грешник. Христос воскресе!” Я ободрилась и подошла, встала на колена и при-няла его благословение. Он очень похудел и побледнел, но выражение его лица было тем приятнее и характеризовалось необыкновенным спокойствием. Он смотрел на меня внимательно и прозорливо, угадывая совершенное мое убеж-дение в знамении Божией благодати, сказал: “Ныне благодать уже сошла на Гроб Спасителя, когда я вошел в кувуклию: видно вы все усердно молились, и Бог услышал ваши молитвы. Бывало долго молюсь со слезами, и Огнь Божий не сходит с небес до двух часов, а на этот раз я уже увидел его лишь только заперли за мною дверь”. Я откровенно призналась ему в колебавшем меня со-мнении и в испуге от набежавшего облака. Потом он спросил: “Не правда ли, что половина церкви была в тени?” Помню, что не принимая еще благодати, я заметила это. “А на тебя пала ли роса благодатная?” Я отвечала, что и теперь еще видны следы на моем платье будто восковые пятна. “Они навсегда оста-нутся”, — сказал Владыка. Так это и вышло: 12 раз отдавала я мыть платье, но пятна все те же. После того я спросила, что Преосвященнейший чувствовал, когда выходил из- кувуклии, и отчего так скоро шел? “Я был, как слепой, и ни-чего не видел, — отвечал он, — и, если бы не поддержали меня, упал бы”. Это и приметно было: глаза у него будто не глядели, хотя я открыты были” (I, с. 85—87).
 
Не лишне заметить, что в этом свидетельстве упоминается и о “веществен-ном доказательстве” — несмываемых следах благодатной росы на платье. Ин-тересно, что сказали бы специалисты-химики о столь странном факте?
 
Подводя итоги, приведем еще несколько слов из статьи Хури Фози. Он рас-сматривает появление благодатного Огня, как символ таинственного общения неба с землей и Бога с человеком. Появление благодатного Огня повергает в благоговейный трепет сердца и создает для верующих радость ощущения бли-зости Божества. Право совершения этого обряда с давних пор принадлежало православным. Только по молитвам их первоиерархов возжигается и поныне чудесный Огонь у Гроба Господня.
 
О неудачной попытке армян в XVII веке получить Огонь мы уже упоминали. Современные католики никогда не дерзают восхитить право на получение этой святыни. Они стараются лишь умалчивать об этом факте и делают вид, что ни-какого чуда не происходит. Иначе, как упорством, их позицию не назовешь. Приведем отрывок из записок известного путешественника по святым местам, министра народного просвещения А. С. Норова. Он так описывает свою беседу с католиками в Иерусалиме.
 
“Я очень желал сойтись с латинскими монахами дружественно. Беседуя од-нажды с ними в душевном прискорбии о распрях, разделяющих христианские Церкви в Иерусалиме, я слышал жалобы от их настоятеля на греков; он упрекал их, между прочим, за святой Огнь; он прибавил, что говорит мне о том как ев-ропейцу. Я отвечал, что если он принимает это за обряд, то и в таком случае обряд этот освящен столетиями, и что Римская Церковь не имеет права на та-кой упрек, что мне Италия коротко знакома, что и я также отнесусь к нему как еропейцу, о совершаемом обряде в Неаполе, в церкви св. Яннуария, когда хра-нимая в склянке кровь мученика, будучи вынесена перед народом, начинает ки-петь. Тут настоятель воскликнул: mа queste e in vero marakolo! (это настоящее чудо!) — и не внимал никаким возражениям. “Если-это так, — сказал я ему, — то позвольте мне более верить чуду, совершающемуся на Гробе Самого Спаси-теля, чем чуду святого Яннуария” (I, с. 66—67).
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. Святой Огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в день Великой Субботы в Иерусалиме, по сказаниям древних и новых путешественников. М., 1887.
 
2. Дмитриевский А. А., профессор. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908.
 
3. Хождение Трифона Коробейникова (1593—1594 гг.).— Православный Палестинский сборник, вып. 27, СПб., 1888.
 
4. Путешествие иеромонаха Ипполита Вишенского в Иерусалим, на Синай и Афон (1707—1709 гг.). — Православный Палестинский сборник, вып. 61. СПб., 1914.
 
5. Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Га-гары (1634—1637 гг.). — Православный Палестинский сборник, вып. 33. СПб., 1891.
 
6. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святыя горы Афонския инока Парфения. М., 1855
 
7. Хури Фози. Встреча Воскресения Христова на Востоке (Из личных впе-чатлений). — Московские Ведомости, № 89, 1910.
 
8. Нилус С. Святыня под спудом: Сергиев Посад, 1911.
 
 
Набрано по: Троицкий благовестник №36, Издание Свято-Троице-Сергиевой лавры. 1991г.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]