Re: "Жидовствующие" и др.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 04:49:04 14/07/2000
в ответ на: "Жидовствующие" и др. , отправлено Юрий Аммосов 22:23:30 13/07/2000
 
И чего это Юрий про Новгород этак тактично умолчал? ;0)
 
Вот что пишет Карташев:
 
 
«Тон внешнего и внутреннего критицизма, вошедший в русскую церковь через богомильство и стригольничество, нашел для себя в конце того же 15 века и в той же свободомыслящей северо-западной части Руси, в Новгородско-Псковской области, новую тему. В правление митр. Филиппа в 1470 году в Новгороде появлчется ересь так назыв. »Жидовствующих". Прививка ее заносится извне. Автономные новгородцы, напрагявшие последние усилия, чтобы отстоять свою самостоятельность от Москвы, пригласили к себе в 1470 году на кормление, по сговору с польской короной, православного киевского князя Александра Михайловича Олельковича. Князь прибыл в Новгород со свеой свитой из другого мира, с интеллегентными помощниками, принесшими сюда идейные новинки с Запада. И еще специфичнее — новинки не христианского Запада, а западного еврейства. В свите князя был его лейбмедик еврей Схария. Кроме Схарии в толпе чиновников князя называются еще два или три еврея: Моисей Хануш и Иосиф Шмойло Скарабей... В свеой этюде о еврейских интеллегентных течениях того времени Панов в 1873 г. дал интересную справку о передовых свободомыслящих идеологиях мирового еврейства той эпохи. Повидимому, данная группа евреев принадлежала к такого рода модернистам. Новгородская общественная среда могла бы, быть может, увлечься в какой-то мере и пропагандой современного гуманизма. Но историческая случайность подсунула застоявшимся в монотонности русским книжникам проблемы свободомыслия под еврейским соусом. В данном случае подход к русскому мировоззрению облегчался традиционным интересом к библейским темам. С них разговоры и начались. Всего год эта иностранная компания могла пробыть в Новгороде. В следующем же 1471 году Иван Третий уже задушил сепаратистскую новгородскую интригу и оккупировал Новгород. Но за год следы еврейской пропаганды глубоко вонзились в души кружка высшего новгородского духовенства. Первенцами еврейской миссии явились протопопы Денис и Алексей, а затем и протопоп Софийского собора Гавриил. Как показали вскоре расследования этих увлечений, ими задеты были довольно интимные кружки почти сплошь одного духовенстваи еще ближе — только родственники этих протопопов. Страстный враг ереси, преп. Иосиф Волоцкий в своем «Просветителе» дает нам такой список изобличенных...(опущено)...почти все сплошь семьи духовенства. Судя по полемике Иосифа, агитационным рычагом пропаганды евреев, сбивших с толку невежественных начетчиков, была буква Ветхого Завета. И завет Бога с Авраамом и Моисеевы законы, и некоторые выражения учительных и пророческих книг повторяли формулу: «Это завет вечный в род родов». Если и Христос «пришел не разрушить Закон, а исполнить», то силлогизм о нетменности Ветхого Завета получает видимость убедительности. Полемисту Иосифу приходлось пространно доказывать азбучную богословскую истину о преходящем значении Ветхого Завета. По свилетельству полемиста воспылавшие страстью религиозной революции протопопы Денис и Алексей обратили в свою новую веру и своих жен и детей. Родственный, профессионально-семейный характер сектантства бросается в глаза. Алексей и Денис хотели даже обрезаться, но сами ересеучители удержали их от этого, чтобы для сыска государственного не было осязятельных доказательств. По всем признакам все дело принципиально было поставлено, как секретный заговор. Самому пылкому неофиту, протопопу Алексею, позволено было только переименоваться в Авраама,а жене его в Сарру. Целых десять лет удалось секте сохранить свой конспиративный быт. Из городов секта распространилась по новгородской области. Перекочевала и в Москву, где еще просуществовала в тайне новых семь лет, пока наконец не была открыта властями....." Далее он еще страниц десять посвящает описанию всей этой истории, пишет в том числе и о том что литература  жидовствующих была в основном астрологическая. Курицын только что вернулся из длительного посольства в Венгрии...если попов соблазняла эмансипация от церковной ортодоксии, то для людей светских, как дьяк Курицын, увлекала эмансипация от средневекового церковного мировоззрения вообще. Нечто подобное соблазнам нынешней теософии. Это был псевдо-гносис, псевдо-наука и псевдо-магия....даже великому князю, как пассивному только слушателю еретических разговоров, было ясно что ересь была некоторого рода идейной мешаниной разнообразных материй и личных оттенков: одних привлекала к себе первоначальная исходная богословская проблема об обязательности Ветхого Завета, т.е. узкое жидовство, а других астрология и новое миропонимание. Тои другое все-таки вело свое начало от ересиарха Схарии. Магия и чернокнижие в свою очередь были тоже привлекательной приманкой, как всякая сфера чудесного, для людей малокнижных и просто невежественных, после чего люди становились податливы на всякого рода критицизм и рационализм в реформационном духе....Таким образом, характерной чертой для ереси является соблазн общего вольнодумства, ослепление примитивов новинками рационализма и неведомого им дотоле якобы научного знания...Первый же борец против жидовства архиеп. Геннадий в 1490 г. предупреждает, что людям неосведомленным в новой литературе, опасно состязаться с жидовствующими на теоретической почве. В самой богословской области Геннадий признает свою отсталость по части патрологической письменности. У еретиков оказываются христианские писатели в лучших собраниях, чем у Геннадия. У них же имеется и богатая литература опровержений христианства иудейскими полемистами. Весь идеологический комплекс рационалистического критицизма, по свидетельству Иосифа, порождал ряд отрицаний типично реформационного характера. Еретики отрицали: видимую церковь, монашество, культ икон и мощей...в комплекс психологии Ренессанса входил илибертинизм нравственный. Иосиф, не без достаточных оснований, характеризует наших жидовствующих, как с цепи сорвавшихся либертинистов. Они, по его словам, «упивались, объедались и сквернились блудом»....
 
 
Вообще очень советую почитать — весьма интересно и масса параллелей с современностью.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]