Спасибо, понравилось :) Помещаю текст здесь


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 09:43:23 16/07/2000
в ответ на: занятное сообщение, отправлено Алексей Чумаков 22:29:15 15/07/2000:

 
Евгений Мухтаров [info]2000-07-15 17:14:32 x [4386/85287]
 
Извините, что вмешиваюсь в разговор — но действительно видно, сколь частыми стали в последнее время «наезды» представителей МП на о.Андрея. Еще пару лет назад некий «прихожанин» разразился гигантской — на разворот — антикураевской истерикой в «Русском Вестнике». Поскольку речь тогда шла о книгах диакона, я подумал, что имею дело с материалом, «заказанным» одним монастырским издательством. Сие издательство несколько лет печатает брошюрки, и, кажется, страшно недовольно тем, что творения эти, в отличие от трудов о.Андрея, не пользуются спросом. Поэтому тогда, читая критику книг Кураева, я решил, что имею дело с обычной конкурентной борьбой на тему «у него ереси понаписаны — а вот мы белые и пушистые, нас покупайте». Но оказалось, что все не так просто...
 
Помню приезд отца Андрея в Ярославль года три тому назад. Он тогда вызвал на диспут пасторов протестантских церквей — и половина из них перетрусила, не явилась, а пришедших Кураев моментом «сделал»: харизматика из местного отделения партии «Христиане России» отхлестал его же евангельскими цитатами, и адвентистского пастора положил на обе лопатки, да так, в горизонтальном состоянии, до конца спора и продержал.
 
Я тогда первый раз воочию увидел битву на-равных. До этого, конечно, тоже бывали всякие диспуты — но духовенство всегда оказывалось в проигрыше, а «динамичные» протестанты постоянно срывали аплодисменты аудитории. Причем успех этот объяснялся просто: нет у большей части православного клира ни глубокого знания Библии, ни широкого кругозора вообще. Традиционный батюшка при всей своей благости редко что видит за пределами церковной ограды. Как правило, его ум занят вопросами другого свойства — крышу бы покрыть, бабушку вовремя отпеть да еще разобраться в очередных «наездах» старосты на казначея, а казначея на регента ("отвечай за слова за обидные — сам ты стибрил калачи панихидные..."). Актуально, конечно, — но беда в том, что обязанности администратора, наложенные на требоисполнение, превращаются с годами во внутреннюю доминанту. Какое там богословие, какие еще секты! Вот «копалей» приходских из запоя вывести — это действительно проблема. И такое состояние умов, к сожалению, характерно для большинства иереев что в приходе, что в Синоде. Плюс к этому низкий образовательный уровень вообще, продиктованный кадровым голодом (церквей обратно нахватали — а служить некому),когда священниками становятся вчерашние водители и участковые, плюс вытекающий из этого светский подход к служению как работе, после которой, братья и сестры, вы меня не трогайте, плюс обыкновенное неумение связать двух слов и доходчиво выразить таковыми мысль. Результат всего этого плачевен и вытекает в то, что один выпускник библейских курсов при баптистской «церкви» занимается катехизацией успешнее десяти сотрудников миссионерского отдела епархии, благочинный вдребезги проигрывает теологический спор мальчишке-пятидесятнику, а уважаемый всеми настоятель прихода только после беседы с безверующим Женей Мухтаровым узнает, что Шри Чин Мой — вовсе не марка стирального порошка, как оно думалось, но имя основателя индуистской секты, коя процветает в соседнем от батюшки здании...
 
Вернусь, впрочем, к тому диспуту Кураева и протестантов. Так вот: после него я, в то время сотрудник газеты, пошел собирать впечатления для статьи. У светской публики они оказались замечательными — а вот батюшки и дьячки, тако же бывшие при споре без облачения и голосовых связок, морщились. Короче всех выразил отношение местных служителей к о.Андрею один чин из Епархии, сказавший на ушко и без права публикации, что гость «слишком умничает». Говоря иным языком, иереев, не столь образованных, но обладающих набором человеческих недостатков, душит при упоминании Кураева обычная жаба. Как же так: диакон — и умнее владыки? Так быть не должно, но есть. Обидно. А раз обидно — надо популярному отцу дьякону пакостить. Не прямо, конечно, но исподволь, путем генерации мнения, что «отче не наш», привез из Румынии скрытое обновленчество, был подозрительно близок с органами (вот, вот он, смотрите — журнал «Огонек» начала перестройки со статьей самого о.Андрея на эту тему!), получает баснословные гонорары, непонятно на чьи деньги ездит по стране,таскает везде этот сатанинский ноутбук, Рериха читает и других к тому склоняет, а последнее время и вовсе распоясался, подспудно пропагандируя практику присвоения ИНН...
 
Итак, на мой взгляд, первая причина тихой «ссоры» Кураева с отдельными представителями Церкви — простая зависть последних, которая ведет к желанию опустить дьякона до собственного уровня.
 
Второй причиной (опять же на мой взгляд) является «неудобство» о.Андрея для ответственных подразделений Московской Патриархии. Аппарат — он и в церкви аппарат, и чиновники МП ничем не отличаются от государственных. То же начальство, те же отделы, та же карьера и вытекающее отсюда интригантство. А теперь представим: сидит руководитель какого-нибудь миссионерского отдела Патриархии и видит, что показатели отвратительные, епархиальные катехизаторы существуют лишь на бумаге, чада бегут из приходских школ в «инновационные» детсадики, паломнический туризм загибается, а борьба с сектами ведется на уровне вращения глазных яблок, выпячивания бород и гневного потрясания хоругвями. Неважная, проще сказать, цифирь — но если мы все это безобразие как следует причешем, попрыскаем духами, красиво упакуем и завяжем сверху бантик, то совсем даже неплохо получится. Патриарх посмотрит — если уж не похвалит, то и не отругает. А это для любого подчиненного у любого начальника самое что ни на есть главное. И вот на фоне такой показухи появляются вдруг диакон Андрей Кураев и профессор богословия Александр Дворкин. Катаются, понимаешь, по епархиям, лекции всякие читают, а потом возвращаются и говорят: оказывается, на местах-то реальной работы против сект не ведется, и все эти отчеты об «успехах в борьбе с инославием» — филькина грамота. Причем чем дальше — тем громче этот голос и тем сильнее геморрой у руководителя отдела.
 
Другой отдел возьмем — издательский. Огромный аппарат, внушительные мощности, лицензия, гигантская розничная сеть, география которой совпадает с географией всех православных приходов РПЦ МП. Цель работы вроде бы проста: печатать православную литературу, которая имеет спрос. А еще курировать церковную прессу — ибо при каждой епархии, а то и при крупных приходах теперь по собственному печатному органу имеется. И тем печальнее, что этот гигантский механизм который уж год проедает деньги, выпуская откровенную макулатуру. На церковных прилавках — тощие книжки с большими буквами внутри, написанные коряво и будто для даунов, в епархиях — скучнейшие, зануднейшие, отставшие от времени на сто лет газеты. И то и другое, естественно, не раскупается, идет в убыток. Безусловно, эта печальная ситуация целиком зависит от руководителя отдела, определяющего, что должно выходить в свет. Думаю, пред взором начальства ему и так приходится несладко. И уж совсем больно, когда на фоне более чем двухсот «мертвых» церковных газет, тысячного ассортимента никому не нужных книжек появляются вдруг раскупаемые одним моментом труды Кураева и Дворкина. Чем издательский отдел объяснит сей феномен? Да чем угодно, от низких цен до широкой рекламы — но все мы знаем, что мешает плохому танцору заниматься кардебалетом. Суть же в том, что однажды Его Святейшеству надоест выслушивать оправдания — и тогда наступят «веселые времена» у руководителя отдела, подписывающего макулатуру в печать. Этак ведь можно из хлебной Москвы да сразу в нищую Мексику переехать для окормления слушившихся тут православных...
 
Что в этом случае будут делать главы двух помянутых отделов? «Подтянуть» всех провинциальных миссионеров до уровня Кураева не получится, ибо они, как правило, безгласы, поднять содержание выпускаемых книг и газет до планки трудов Дворкина — тоже, ибо авторы в основе своей бездарны, а на перепечатках старорежимной литературы с «ятями» далеко не уедешь. Значит, остается лишь один выход: спрятать саму лакмусовую бумажку — то есть «задвинуть» подальше и энергичного диакона, и умного профессора. Сие несложно, поскольку в Патриархии, как любой организации, существует масса подводных течений, уносивших в туманную даль и более солидную, вроде бы крепко сидящую на пятой точке публику. Я, конечно, утрирую и не имел в виду именно эти отделы — просто привел их в пример, дабы быть понятым.
 
И, наконец, третья, самая важная причина. Как уже отмечалось выше, в стране сложилась ситуация, когда при церковном и государственном заказе на борьбу с сектами профессиональных антисектантов крайне мало. Я имею в виду не многочисленные православные «общества», сотрясающие воздух в стиле «бей жидов-евангелистов», а владеющих всей полнотой информации и мощным логическим аппаратом людей. В сущности их всего несколько — А.Кураев да А.Дворкин (Москва), С.Скородумов (Петербург), Е.Волков (Нижний Новгород), А.Новопашин (Новосибирск). Именно они стояли у истоков российского антисектантского движения и именно их принято считать главными специалистами такого профиля. Однако в силу уже помянутого заказа за последнее время появилось немало других лиц, стремящихся разрушить эту монополию. Дело-то интересное, иногда даже прибыльное, и церковную карьеру на антисектантстве легко сделать. Сегодня ты рядовой священник, а завтра поставил пикет у ДК, где беснуются харизматы, сказал что-нибудь в телекамеру, листовку выпустил — и стал руководителем миссионерского отдела... Это я опять же к примеру. Но феномен в том, что сейчас многие батюшки действительно «озаботились» сектами из чисто карьерных соображений. То есть ни информации у человека нет, ни методики подхода к жертвам культов, ни лекторских способностей — а он уже по градам и весям ездит, статьи пишет, «центры» сколачивает. Оно, в сущности, было бы и неплохо — ибо чем больше борцов с иноверием, тем для России лучше. Вопрос только в том, что профессиональный подход к проблеме подменяется у новоявленных отцов-"антисектантов" смешными наскоками, откровенной профанацией, галочками в отчетах о якобы спасенных в розницу и мелким оптом душах. Патриархия, увы, не понимает, что вся эта суета только вредит делу, и вместо изобретения велосипедов легче было бы создать нормальные условия для уже состоявшихся, авторитетных, знающих дело людей — в первую очередь, для Кураева и Дворкина. А псевдоборцам такая ситуация только на руку. Ведь на фоне настоящих профи липовые специалисты смотрятся бледно — поэтому у них возникает уже знакомое нам желание «задвинуть» в тень и того, и другого. Идет в ход явная дезинформация биографического характера, и смешные человечки, которые еще вчера были помощниками депутатов Госдумы от фракции ЛДПР, а теперь издают «антисектантские» сборники, шепчут всякие гадости про Кураева с Дворкиным членам Синода. Я уж не говорю про заказные вопли в «Русском вестнике» и других околоцерковных изданиях...
 
Вот, пожалуй, и все соображения. Единственное о чем прошу — не судите строго. Это лишь мой взгляд на ситуацию, почему клир РПЦ генерирует ссоры и душит свои лучшие кадры — а реальная картина может быть совсем иной.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]