Re (3): Вопрос о инкультурации


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer 18:44:55 09/08/2000
в ответ на: Re (2): Вопрос о инкультурации, отправлено В.Свирелин 14:06:21 09/08/2000
 
> Спасибо. Статья весьма интересная, хотя местами с явными перегибами (например, включение местных «священных текстов» — т.е. от прежней местной религии, как правило языческой).
 
 
На счет заимствования местных обычаев у КЦ домтаточно четко обозначенная на В2 позиция: в той мере, в какой они не противоречат христианской вере. Все то благое, что создано гением  тех или иных народов и не вступает в противоречие с Евангелием, может быть использовано. Значит, какие-то тексты (фольклорные, скажем), содержащие, к примеру, нравственную мудрость, не составляют исключения.
 
 
> Однако, в позиции автора порою происходит смещение центра тяжести на «доступность насколько возможно» в ущерб собственно христианству (неявно, но есть такое дело...)
 
 
Но он же как раз не предлагает безоглядно заимствовать всё из местной культуры. Он как раз и предлагает взвесить (путем широкого церковного обсуждения), что пойдет в ущерб собственно христианству, а что на пользу.
 
 
>Неясно, почему автор совершенно не желает обращаться к апостольскому опыту и размышлять над ним: а ведь там есть основа для рассуждений об инкультурации и немалая.
 
 
Ну об этом уже много трудов, и он в других работах тоже этого касается.
 
 
>Апостол Павел декларировал свою позицию быть с иудеями как иудей, с язычниками как язычник и проч., но в тоже время проявлял разумную бескомпромиссность, там где она необходима. Автор статьи сетует на «неблизость» для племени тихо-спокойного богослужения с чтением да колокольчиком — им, мол, более органично плясать бия в бубны. И для античных языческих мистерий было характерно достижение религиозного экстаза с помощью плясок и возлияний вовнутрь. Однако апостол от этого отвращает и рекомендует назидаться, петь разумно и т.п. Т.е. инкультурация не должна быть столь слепой и самодовлеющей, иначе от нее добра будет меньше, чем вреда.
 
 
Понятно, что не должна быть слепой и самодовлеющей. И каждая эпоха и конкретная историко-культурная ситуация требует мдрости в этом подходе.
 
В первые века были свои формы инкультурации. Были ли при распространении христианства в греко-римском мире заимствованы какие-то элементы языческих ритуалов, остается вопросос довольно спорным. Но бесспорно то, что уже в 3-4 вв. богослужение христиан довольно сильно отличалось от иудейского. Притом интересно, что многие элементы «выражения религиозных чувств» значительно устрожились по мере распространения Церкви среди греков и римлян, но сохранились у народов Востока ("тимпани и кимвали", «приплясывания» и т.п.)
 
 
>Учитывая, что уже и сейчас во многих местах мира инкультурация в католическом богослужении зашла весьма далеко, я и задал вопрос — стоит ли желать еще большего?
 
 
СтОит. Но с умом. И в Духе Божием.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]