Re (6): Пост (по Мф 6). И некоторые размышления по касательной.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer 00:49:41 12/08/2000
в ответ на: Re (5): Пост, отправлено Валентина 20:13:58 11/08/2000
 
> Знаете, Владимир, я нашла «... когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры...» и «... когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». А вот с «явно»: «... и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» — встречается три раза, если не ошибаюсь. Так что здесь контекст, по-моему, как раз сугубо положительный.
 
> Да и вообще вчиталась — именно про пост, что он должен быть «втайне», в Нагорной проповеди нет, «втайне» — милостыня и молитва.
 
>
 
 
Нет, Валентина, все три аспекта благочестия (молитва, милостыня, пост) рассмотрены Христом в Нагорной проповеди по совершенно сходной схеме. Дело в том, что у иудеев в те времена пощение предполагало целый комплекс действий, в частности постный вид (вретище, пепел на голове, общая неухоженность). Именно степенью постного вида можно было выпячивать напоказ свое пощение. Елей, которым Иисус советует умастить лицо, — обычная косметика того времени. В ситуациях скорби и постов она не употреблялась. Следует иметь в виду, что наряду с предписанными постами тогда существовали добровольные. Фарисеи (по крайней мере, той школы, которую критиковал Иисус) постились чаще, чем другие. Кто-то мог предпринимать пост и по сугубо личным мотивам. Христос, конечно, вовсе не призывает учеников к эпатажу. Просто он предостерегает их от спекуляции на внешнем благочестии, призывая делать максимально незаметными те дела веры и благочестия, за счет выпячивания которых постоянно старались повыщать свою популярность фарисеи.
 
Наверное, и нам следует никогда не забывать об этих предостережениях.
 
 
Лично для меня, между прочим, с возрастом всё более и более важным становилось одно обстоятельство: если я говорю о своей вере в том или ином коллективе, то я не должен свидетельствовать о ней только проявлением ритуального благочестия и постами. Если я часто совершаю нехристианские поступки на глазах у людей или выражаю поддержку чьим-то злым делам, а при этом показываю, какой я молитвенник и постник, то грош цена такому свидетельству: иногда лучше жевать (скоромное).
 
Впрочем, прятать от людей свои несовершенства тоже очень опасно. Неискренность бывает хорошо видна проницательным людям, каковых вокруг нас немало, к тому же многое из того, что мы скрываем от людей, всплывает позже, — и всё это оказывает нашему «свидетельству» веры медвежью услугу, оборачиваясь лжесвидетельством и отвращая от веры многих ищущих ее.
 
Кстати, по личному опыту помню, какой травмой оказывалось для меня в юности ложное пуританство, когда (у меня было несколько аналогичных случаев) какой-нибудь мой старший верующий товарищ назидал меня на предмет пагубности блуда. Оно почему бы не поназидать, блуд бесспорно пагубен. Но мой собрат обычно при этом указывал на себя как на образец целомудрия, который давно отказался от плотских утех. Через какое-то время выяснялось, что все его речи о собственном воздержании оказывались полнейшей туфтой. Поганый после этого осадок оставался. А каково человеку, который только нащупывает свой путь?.. Поэтому не стОит, на мой взгляд, ни в чем показывать себя менее грешным, чем я есть на самом деле.
 
(Последнее, упаси Бог, вовсе не значит публичного исповедания перед окружающими конкретных грехов. Но требуется определенная честность. «Слушай, а как же ты — верующий, а при этом то-то и то-то делаешь, разве это не грех». — «Грех, конечно. Жаль, что так делаю. Трудно, знаешь, бывает противостоять. Слабый я. Но надеюсь всё-таки исправиться» — или иное, подобное тому).


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]