Re (8): Об эпиклесисе в Римском Каноне


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer 20:28:54 12/08/2000
в ответ на: Re (7): О римо-католицизме, отправлено Александр Иванов 11:57:31 11/08/2000
 
Отвечаю на вопрос об эпиклесисе в Литургии римского обряда. Тем более, что я давно уж обещал дать ответ в емейловом режиме одному из участников этого форума, а пока не успел. Но, как и просил Александр Иванов, – совсем коротко, потому что подробности и текстовые выкладки займут много пространства и времени. Если потом кому-то будет интересно, можно будет добавить.
 
 
Давно уже было обращено внимание на то, что в отличие от большинства Анафор, которые используются в Литургиях Восточных Церквей (как, впрочем, и в ряде западных традиций – напр., испано-мозарабской), Римский Канон, остававшийся на протяжении многих веков вплоть до реформы В2 единственным Евхаристическим Каноном в латинском (римском) обряде КЦ не содержит в себе молитвы призывания Святого Духа на хлеб и вино, дабы освятить их, и – иногда это содержится в прошении о ниспослании Духа на дары, а иногда отдельно – на участвующих в Евхаристии людей, дабы освятить их и соединить со Христом и между собою.
 
Не помню, когда это заметили православные полемисты, но некоторые католические авторы обратили на это внимание еще 5 веков назад. Возникло предположение, что молитва призывания Святого Духа существовала в Римском Каноне, но со временем исчезла из него. Не случайно в некоторых из Церквей, отделившихся в результате реформации (напр., в Англиканской), такая молитва была добавлена в Канон.
 
Уже в нынешнем столетии Римский Канон подвергся тщательным исследованиям, с учетом наиболее древних рукописей, его содержащих, а также ссылающихся на него ранних текстов. Никаких следов этой молитвы обнаружить не удалось.
 
Перед В2 и во время него довольно остро встал вопрос о целесообразности сохранения Римского Канона (а в таковой некоторые сомневались) и, в случае сохранения, внесения в него изменений,. Были предложения просто добавить в него эпиклесис, подобный тем, которые есть в восточных  Анафорах. И вот тогда некоторым исследователям (среди которых немаловажную роль сыграл Луи Буйе) удалось доказать, что: 1) Римский Канон дошел до нас в весьма древнем виде и основные элементы его структуры соответствуют порядку Евхаристической Молитвы поместной Церкви Рима, каким он был с глубокой древности; 2) Римский Канон никогда не содержал в себе эпиклесиса в привычном для восточных Анафор понимании; и 3) в Римском Каноне, тем не менее, эпиклесис был и остается.
 
В чем же тут дело?
 
Евхаристия согласно вере Церкви совершается силою благодати Божией, и эта благодать подается Отцом  посредством действия Святого Духа. Такова была вера Церкви с глубокой древности. Однако эта вера далеко не сразу стала находить отчетливое отражение в Евхаристических Молитвах. И ярковыраженное призывание действия благодати Божией на дары появилось, вероятно, не сразу. И оно не обязательно акцентировало, что призываемая благодать есть благодать Святого Духа. Но такое призывание в любом случае было по сути эпиклесисом (т.е. буквально – «призыванием»).
 
Эпиклесис как отчетливое призывание Святого Духа (за редким исключением  оно представляет собой обращенное к Отцу прошение о ниспослании Духа) на дары и на людей появляется на Востоке в IV в. и это – одно из проявлений проповеди православного учения о Духе Святом против широко распространенного тогда и соблазнительно для верных арианства, а также других ересей, возникавших на его основе. Именно тогда призывание Святого Духа закрепляется в Анафорах практически всех восточных традиций и с тех пор сохраняется в них как необходимый элемент (в Испанию и Галлию оно приходит с Востока, потому что мозарабская и галликанская структура анафоры – восточного происхождения) .
 
В свою очередь в Риме в период становления Анафоры эти проблемы не были актуальны, и там эпиклесис тоже оформился, но исключительно как призывание благословляющего и освящающего действия Бога Отца. В таком смысле эпиклесис в Римском Каноне есть, и там он присутствует даже не один раз, а целых три. Поэтому к древнему тексту Канона в ходе реформы по части эпиклесиса не стали ничего добавлять. Никто не сомневается, что речь идет об освящении силою Духа Святого.
 
 
Однако в результате реформы на основе древних образцов были созданы еще несколько Евхаристических Молитв, которые могут использоваться в Литургии римского обряда (сперва их было три, потом добавилось еще несколько). И вот в них во всех присутствует эпиклесис в традиционном для Востока понимании, т.е. как обращенное к Отцу моление о ниспослании Святого Духа.
 
 
Вот так вкратце обстоят дела.
 
К сожалению, в ближайшие дни я не смогу ответить ни на какие другие вопросы, поскольку уезжаю на 8 дней – во Францию, а затем в Голландию, где будет проходит международный коллоквиум по современной католической церковной музыке.
 
До встречи!
 
Всех православных поздравляю с началом Успенского Поста. Плодотворного вам говения!
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]