Re: ответ «из области FAQ»


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 03:08:12 06/10/2000
в ответ на: Вопрос «из области FAQ», отправлено Светлана-Солнышко 22:18:10 05/10/2000:

 
> Я знаю, что мы, православные, не поклоняемся иконам, но почитаем их.
 
> Но интересно, что Кресту мы именно ПОКЛОНЯЕМСЯ.
 
 
Дело в том что в русском языке нет строгого различения, как в греческом — слово «поклонение» в данном случае, означает поклон как форму почитания (т.е. относительного поклонения) а не абсолютное «поклонение и служение» которое принадлежит одному только Богу.
 
Мы должны различать
 
1) Latria, поклонение принадлежащее одному только Богу
 
2) Proskeinesis, почитание, принадлежащее Святым, иконам, Кресту, и всему что свято — например книгам Писания, Алтарю, и вообще всем освященным предметам.
 
 
Иконопочитание никак не противоречит Десяти Заповедям. До Воплощения Бога всякое Его изображение действительно было бы плодом фантазии, и противоречило бы по природе Непостижимому, Неизобразимому, Безплотному, Неописуемому. Любое избражение Бога до Его воплощения естественно невозможно и привело бы к идолопоклонству (так как нельзя изобразить Неописанного и Неявленного). Но как говорит возлюбленнй Ученик «все мы слыщали Его, и видели Его своими глазами, смотрели на Него и осязали Его своими руками» (1 Иоанна 1). Поклоняяся иконам мы не покланаемся материалу, тому из чего они изготовлены, но исповедуем тот факт что Бог, безплотный по существу, воплотился «нас ради человек и нашего ради спасения», жил среди нас, умер за нас, воскрес во плоти и «совоздвиг еси нас плотию своею» — своим Вознесением и седением одесную Отца. Почитая св. иконы мы исповедуем относительно описуемую и совершенно историческую реальность Его Воплощения, Смерти, Воскресения, Вознесения, а также грядущее ВТорое пришествие во славе.
 
 
Один только Бог достоин истинного поклонения и служения — относительное же почитание святых людей, их икон и мощей возможно только по причине того что Бог пребывает на них, они Им освящены.
 
Почитание образа восходит к первообразу — и непочитание святых суть признак отрицания реальности их соединения с Богом, освящения и пребывания на них благодати Божией. Как писал апостол Павел — «уже не я живу, но живет во мне Христос» (галатам 2:20).
 
Иконы это не только «Писание для неграмотных» и предметы украшения храмов, но суть святы и освящают.
 
 
Почитание мощей святых также происходит из веры в то что благодать Божия действует и освящает, и почивает на святых целиком, и на их душах, и на их телах, которые суть храмы пребывающего в них Св. Духа(1 Кор. 6:9 кажется). И в Ветхом Завете Бог иногда творил чудеса таким образом — например в известном случае с мощами пророка Елисея (в 13 главе 2 кн. Царств). Таким образом мощи святых почитаем не из сентиментальных соображений, и не просто как исторические останки известных и дорогих нам людей — но признаем их сосудами благодати и святыми. Так и в Деяниях св. Апостолов описано как исцеляющими становились и повязки и платки и даже тени их.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]