Пасха. Этимология.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Нудлах 04:53:11 13/10/2000
в ответ на: Кто знает древнееврейский?, отправлено Ingvar 13:15:51 12/10/2000:

 
> Объясните мне пожалуйста: в толковой Библии (да и много где еще) слово «Пасха» объясняется как «песах» — прохождение мимо.
 
> Однако доктор исторических наук И.Ш. Шифман предлагает следующий перевод: Евр. «песах», по-видимому, должно переводится «трапеза». Может быть, термин соответствует способу поедания ягненка во время сакральной трапезы. В Мф. 26, 17-19; Мк. 14, 12-16; Лк. 22, 7-11 слово «пасха» употреблено в бесспорном значении «трапеза», «еда».
 
 
Слово Пасха (ивр. ПэСаХ) произведено от глагола ПаСаХ — перепрыгивать (в смысле пропускать), в другой форме ПиСэХ, например «хромать» — ходить в припрышку. Но никогда не «проходить мимо», для этого есть другой глагол.
 
 
От этого слова производится название Пасхального жертвоприношения: ПэСаХ (Исх 12:23, 27). В ВЗ это слово употребляется практически только как название пасхального жертвоприношения (кажется, всего два исключения из 50). Праздник же соответствующий называется «праздник опресноков». Пример из 4-Цар. 23:22 переведен в синод. переводе правильно: «совершите пасху» — то есть совершите жертвоприношение.
 
 
В послествии слово ПэСаХ было перенесено на название праздника. В НЗ слово используется в перемешку — и как название пасхального жертвоприношения, и как название праздника.
 
 
В сказанном следует помнить, что пасахльное жертвоприношение съедается в стенах Иерусалима теми, кто принимает участие в празднике: «С горькими травами и опресноками едите ее (пасхальную жертву)», то есть это большая трапеза.
 
 
В наше время ужин праздника Песах евреи называют пасхальный седер, хотя никакого пасхального жертвопиношения за ним не едят (едят опресноки, горькую зелень в ритуальном порядке, а потом едят от пуза, потому как в праздник радоваться надо).
 
 
Во всех приведенных в исходной цитате из Шифмана примерах из НЗ слово «пасха» следует понимать как пасхальное жертвоприношение со всем, что его сопровождает.  


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]