Апостольское преемство и миропомазание


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 12:44:33 18/10/2000
в ответ на: Крещение. Энергия и Ипостась., отправлено partizan 10:26:20 18/10/2000
 
>> Отвечу сразу на второй вопрос. Церковь не перекрещивает монофизитов потому, что 95 правило 6-го Вселенского cобора предписывает присоединять несториан и севириан даже не через миропомазание, не говоря уже о перекрещивании, а через исповедание веры, то есть третьим чином.
 
 
>Проще сказать, Церковь считает перечисленные Таинста у перечисленных еретиков действительными без всякой икономии и т.д.
 
>Вывод и вопрос: Признавая Миропомазание монофизитов и прочих, мы признаем, что они в Церкви?
 
 
1. Нет, ни в коем случае.
 
а) Еретики к Церкви не принадлежат.
 
б) Таинств у них совершаться не может.
 
 
Это аксиома или, иначе говоря, соборное мнение всех святых, неоднократно ими высказываемое и неоспоримое.
 
 
С другой стороны, 6-й Вселенский собор (его же и память скоро совершаем) предписывает принимать несториан и монофизитов (вообще говоря, всех тринитариан) 3-м чином.
 
 
Это означает, что Отцы признают за таковыми еретиками формально правильно совершаемое крещение, которое восполняется правильным содержанием при присоединении к православию. О том, что может означать здесь диада «форма-содержание», мы уже говорили выше.
 
Объяснение же, что это совершается «ради икономии», здесь по отношению — к 95-му правилу — нелепо (или даже еретично), так как сущность икономии заключается в ее принципиальной несводимости к какому-либо правилу.
 
 
Кстати, диадой «форма-содержание» в применении к этой теме пользовался и блж. Августин, но он вкладывал в нее другой, не совсем православный смысл.
 
 
2. В том, что кроме формального признания крещения признается и миропомазание несториан и монофизитов, содержится другой — более интересный смысл. Дело в том, что признание миропомазания традиционно связывается с признанием апостольского преемства, так как только епископ может варить миро. Поэтому католиков принимают без миропомазания — у них признается формальное апостольское преемство, а протестантов — нет. И напрасно эта практика связывается с латинским влиянием, она основывается на Отцах 6-го Вселенского собора и на древней практике Церкви. Например, Уже в IV в. Дидим Слепец объясняет, что тринитариев без апостольского преемства «следует помазывать, так как у них отсутствует святое миро, освящать которое силой божественной благодати дано только епископу».
 
 
В связи с этим, критики нашего Собора, признавшего формальное апостольское преемство католиков, повинны против 95-го правила 6-го Вселенского собора и следовательно сами нуждаются согласно 2-му (если я не ошибаюсь) правилу этого же собора в приеме по второму чину.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]