Не уверен, что это то — подтвердите


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Лев Тихонов 19:21:15 18/10/2000
в ответ на: Св. Феодор Студит и принцип икономии, отправлено Евгений 15:17:13 18/10/2000
 
> "Ибо предел приспособления, как ты знаешь, состоит в том, чтобы ни совершенно не нарушать какое-нибудь постановление, ни в случае, когда можно сделать малое послабление по времени и обстоятельствам, дабы таким образом легче достигнуть желаемого, не вдаваться в крайность и не причинить вреда важнейшему. <...> кто приспособляется к обстоятельствам века, тот не отступает от добра; ибо он скорее достигает желаемого, уступив немного, подобно управляющему кормилом, который опускает несколько руль в случае противной бури. А поступающий иначе отступает от цели, совершая преступление [греч. параномию] вместо икономии.” (Творения отца нашего преподобного Феодора Студита, переведенные с греческого языка при СПб. Духовной Академии. СПб., 1867; с. 182–184)
 
 
 
Если принять, что термин «икономия» ввел преп. Феодор вот в этом абзаце, то где же его коррелят — «акривия»? Меня интересует именно современное употребление этих двух понятий как каких-то палочек-выручалочек, с помощью жонглирования которыми можно оправдать что угодно в области канонической. К кому восходит традиция сопоставления этих двух терминов как как чего-то единого, которое в то же время пребывает в непрерывной «внутренней борьбе» и одолевает церковных деятелей то одним, то другим своим концом?
 
 
Но и кто вообще положил начало именно совместному употреблению и толкованию этих двух терминов, пусть даже не придавая им такого самодовлеющего значения, какое они приобрели в современных учебниках и популярной литературе?
 
 
А тема нв Кураевском форуме ищется в «Поиске по темам» — ищите любое из этих слов.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]