К сведению православных. Еще раз о ХЦОКе.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Маврикий 03:09:53 20/10/2000:

 
Андрей ВИТТЕ
 
ДЕТЕКТИВ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
 
 
I.
 
Как стало известно, Христианский церковно- общественный канал (в ХЦОК входят радиостанции «София», «Благовест», «Дар») испытывает большие материальные осложнения, которые грозят закрытию канала к январю 2001 года. Рассказывают, что после смерти в апреле 2000 года руководителя этой радиостанции Ирины Иловайской, в редакции разразился скандал, после которого оттуда ушел один из основателей канала главный редактор «Благовеста» священник Георгий Чистяков, а из списка членов редсовета парижской газеты «Русская мысль» куда-то исчез ответственный редактор московской редакции газеты протоиерей Иоанн Свиридов или, как он сам себя называет, «Иван Свиридов», без упоминания о своем священстве — см. вышедшую недавно в Париже его книгу «У стен нового Иерусалима». (Заметим в скобках, что о. Иоанн был членом редсовета газеты с 1994 года.
 
По всей видимости, страсти там в начале лета бушевали самые жаркие, если игумен Иннокентий (Павлов) в своей авторской программе на радиостанции «София» назвал о. Георгия Чистякова, ставшего зам. главного редактора «Русской мысли», «глупцом», а в ответ на это слушатели в прямом эфире обозвали о. Иннокентия «подлецом».
 
Если Христианский канал прекратит свое существование, то это станет знаменательным событием в истории тайной войны, которую ведет Ватикан против Русской Православной Церкви в последнее десятилетие. Это не будет означать, что война эта закончится, но она, скорее всего, приобретет новые формы. Мы помним, как закрылось в 1997 году приложение к «Русской мысли» «Церковно-общественный вестник», просуществовавший чуть более года (см. опубликованный в 1998 г. в |"Радонеже" анализ этого издания: «Для новых гонений на Церковь уже все подготовлено», изд. также отдельной брошюрой) — подрывная работа католиков не только не прекратилась, но приняла более изощренные методы.
 
По всей видимости, после ухода из жизни И.А. Иловайской-Альберти не осталось авторитетных людей, которые бы могли оправдывать те миллионные вложения в широкомасштабный радиопроект католического фонда «Церковь в беде». За такие деньги жертвователи должны были требовать высококачественный продукт. Однако, все эти пять лет радиоканал работал крайне непрофессионально. Аудитория его, несмотря на результаты явно ангажированных исследований, оставалась малочисленной и чрезвычайно узкой. Многие программы и ведущие не выдерживают даже самой снисходительной критики — о чем говорить, если в эфир в «подогретом» виде мог «вывалиться» постоянный автор, с заплетающимся языком и нетрезвыми мыслями. Новости, которые должны быть центром любых современных СМИ, сначала вообще отсутствовали, а ныне остаются откровенно тенденциозными, очень куцыми и совершенно не актуальными. Скорее всего, авторитет Иловайской еще каким-то образом покрывал все провальные недостатки канала, ныне же их уже невозможно скрывать от взыскательных католиков.
 
Вообще присутствие католиков в качестве спонсоров в кампаниях против Русской Православной Церкви — секрет полишинеля. Почему-то католические и филокатолические деятели, работающие на «канонической территории» РПЦ всячески скрывают не только то, что они финансируются Ватиканом, но даже и то, что они присягают папе Римскому. Так игумен Игнатий (Крекшин), вещавший на протяжении нескольких лет на «Софии», пребывая при этом настоятелем одного из подмосковных монастырей, только недавно объявил себя католиком и навсегда уехал к своим спонсорам на Запад. Подался туда преподавать и игумен Мартирий (Багин), по сообщениям прессы обчистивший «в особо крупных размерах» православную церковную общину, но представленный католической печатью «гонимым за веру». Или другой пример. Покойная главный редактор «Русской мысли» и ХЦОК, как двуликий Янус, была повернута к России своей девичьей «православной» фамилией Иловайская, в Риме же ее знали под «католической» фамилией Альберти.
 
 
II.
 
Попавший в наше распоряжение номер немецкой газеты «Echo der Liebe» ("Эхо любви"), печатного органа католического фонда «Kirche in Not» ("Церковь в беде"), рассказывает в жанре пасторали историю создания канала (примечательно название очерка — «Наш растущий радио и телевизионный апостолат»):
 
«Когда бразильский журналист Жозе Корреа в 1986 году приехал в Россию, он не подозревал, что тем самым он сделал первый шаг к основанию единственной католической сети для радио и телевидений в Восточной Европе (далее говорится о том, что он познакомился с сибиряками, »поразился их вере и их жажде слышать духовное")... Жозе встретился с другими верующими православными и спросил их, что он мог бы для них сделать. Они сказали, что им нужен проповедник, который мог бы их воодушевить. Лучше всего, если бы это было христианское радио, которое каждый мог бы слушать, не опасаясь преследований... Случайно Жозе познакомился с одной католической журналисткой. Он рассказал ей о своем плане. Ирина Иловайская-Альберти — так звали ее — ответила ему, что она уже десять лет молится об этом. В ней он нашел ключевую фигуру... Уже десять лет просвещает она, сначала два раза в неделю, а теперь ежедневно, русский народ. Ведь уже скоро будет возможным транслировать на Россию христианскую программу через радио Монте Карло. Первые кирпичики были положены в «Catholik Radio and Television Network» (CRTN). В 1991 году Корреа получил два часа времени трансляции от одной русской радиостанции. Потом с помощью патера Варенфрида CRTN получил помещение на факультете журналистики МГУ для радиостудии... В 1992 году христианский канал родился! Двумя важнейшими целями этой программы является новоевангелизация России и примирение между католической и православной церквами... Канал финансируется «Церковью в беде»... Люди в бывшем восточном блоке духовно изголодались, они желают больше узнать о религии и вере. С тех пор, как в Восточной Европе снова есть свобода религий, наш радио- и телевизионный апостолат нужен как никогда, чтобы преодолеть порожденное атеистическим воспитанием незнание. С падением коммунизма благодетели нашей организации с помощью миллионов долларов сделали возможными восхитительные духовные программы, которые осмелились создать CRTN. Сейчас, когда уже созданы структуры, которые могут дать своему благословенному апостолату такое распространение, о котором никто не мог предполагать, мы не должны бояться никакой жертвы, чтобы продолжить начатое дело". (№ 3, 1998)
 
Здесь многое требует объяснения: что это за помещение на факультете журналистики, о каких миллионах говорится, кто такой патер Варенфрид, что это за «апостолат», в системе которого служили и до сих пор служат несколько православных священников, которым Патриарх категорически запретил выходить в эфир на этом канале?
 
 
III.
 
Начнем с факультета журналистики.
 
В печати уже не раз писалось о той абсурдной ситуации, какая сложилась на факультете журналистики: в сотне метров от резиденции российского президента и Успенского собора Московского Кремля 17 часов в сутки на протяжении уже почти шести лет вещает откровенно враждебная Православию католическая радиостанция. Там же в начале 90-х было открыто за те же католические деньги отделение церковной журналистики, призванное ковать кадры для «радио- и телевизионного апостолата».
 
Святейший Патриарх Алексий почти сразу обратил внимание на этот канал: «С сожалением должен свидетельствовать, что общая тенденция передач является попыткой повлиять на души и умы церковного общества таким образом, чтобы внутри Православия создать радикальную экстремистскую оппозицию... Совершенно очевидно, что для сотрудничества на радиоканале приглашаются вполне определенные деятели, действующие в русле целей и задач, которые ставят руководители канала...» (16 декабря 1997); «Поток постоянной клеветы... обрушивается едва ли не в каждой передаче этого радиоканала... Явно прослеживается главная цель, которой является внедрение в сознание людей недоверия к церковной иерархии, отторжение от нее как можно больше людей, то есть разделение нашего верующего народа...» (23 декабря 1998).
 
Мнение Патриарха о радиоканале, обнародованное в печати, вызвало вопросы на факультете о целесообразности пребывания этой организации в стенах МГУ. В деканате отговаривались тем, что якобы радиостудия является учебным опытным полем для студентов отделения церковной журналистики. Но вот к 1997 году стало понятно, что такого отделения практически не существует, что за пять лет набора с 1992 года отделение выпустило всего около 15 человек и что оно было всего лишь прикрытием для широкомасштабной политической акции Ватикана. А после 1997 года обнаружилось, что вообще никто не желает учиться на этом отделении, что набор на него давно прекратился и что осталось только несколько необязательных факультативов, на которые записывается по 1-3 человека с курса. Тогда сотрудники факультета стали задавать неудобные вопросы: сколько стоит факультету пребывание на нем иностранной фирмы. Выяснилось, что, оказывается, за обширные помещения, занимаемые католической радиостанцией, не взимается ни одной копейки. Чтобы пресечь все эти вопросы, в деканате отвечают, что радиостанция здесь находится на таком привилегированном положении по якобы личному распоряжению ректора МГУ В. А. Садовничего.
 
Близость к Кремлю факультета журналистики делает его чуть ли не режимным предприятием, проход на которое в вечерне-ночное время и в выходные дни требует специальных пропусков. Один из работников охраны факультета поделился с нами любопытной информацией: радиостанция предоставляет каждый год список чуть ли не из сотни фамилий. Что там делают в ночное время десятки людей, работающих в иностранной фирме, остается загадкой.
 
 
IV.
 
Впрочем, кое-что о механизме функционирования католической фирмы под названием «Радио- и телевизионный апостолат» на факультете журналистики говорит документ, копия которого также попала в наше распоряжение (печатаем без редактуры и сокращений):
 
Kirche in Not
 
Его Преподобию протоиерею Иоанну Свиридову Центр Св. Апостола Павла ул. Моховая 9 103914 Москва
 
15 марта 2000 г.
 
RUSSLAND/MOSKVA-ORT 99/103
 
Гонорары для доцентов Отделения христианского журнализма Московского Университета в академическом году 1999/2000
 
RUSSLAND/NATIONAL 98/54
 
Продолжение издания Центром Апостола Павла в Москве святоотеческих текстов в 12-и томах по 3.000 экземпляров
 
Ваше Преподобие, на основе запроса госпожи Марии Михайловны Лукиной от 20.10.1999 мы составили первый из вышеуказанных проектов. Мы рады Вам сообщить, что по этом проекту комиссия вынесла положительное решение. Согласно отчету за предыдущий академический год 1998/99 остаток от несостоявшихся лекций составляет ам.дол. 230. Поэтому на академический год 1999/2000 комиссия готова выделить на 580 часов лекций ам.дол. 5.800 — 230, т.е. ам.дол. 5.570.
 
Средства Вам были переданы во второй половине января с.г. После использования поддержки мы Вас очень просим, как и в предыдущем году, прислать расписки получателей гонораров. Будем Вам также благодарны за фотографии уроков и работы Ваших студентов и профессоров, которые мы могли бы показать нашим жертвователям.
 
Касательно проекта издания святоотечественных текстов комиссия пришла к ряду заключений. В области сотрудничества с издательствами мы как правило готовы предоставлять стартовую помощь и затем поддерживать в порядке отдельных проектов, разумеется не все, но некоторые издания. Как ныне зарегистрированному издательству мы Вам стартовую помощь в размере ам.дол. 37.000 уже предоставили и можем закрыть вышеуказанный проект, как только получим отчет.
 
В будущем Вы можете обращаться к нам с запросами на отдельные издания, как например издание перевода Св. Патрика.
 
Прошу Ваших молитв за наших жертвователей и за наше дело Помощь Церкви в Беде.
 
С искренним уважением Антония Виллемсен генеральный секретарь
 
Копия: Марии Николаевне Лукиной
 
Оставляем читателям самим разобраться в хитросплетениях взаимоотношений главного редактора канала «его Преподобия» протоиерея Иоанна Свиридова, а также зам. декана факультета журналистики М.Н. Лукиной с их зарубежными спонсорами. Отметим про себя лишь несколько несуразностей. О каком «Отделении христианского журнализма» идет речь, если его уже давно не существует? Почему оказывается такое недоверие к о. Иоанну, от которого требуют не только расписки от мифических «профессоров» и «доцентов», получающих очень приличные для российских преподавателей деньги за лекцию (20 ам. дол.), но и фотографии студентов и уроков с ними? На каких (идеологических или финансовых) основаниях деканат факультета журналистики покрывает все это? Было бы, конечно, интересно посмотреть на эти расписки и фотографии, если не нам, то хотя бы В.А. Садовничему, чьим именем прикрывается эта затея.
 
(Окончание
 
в следующем номере)
 
 
 
 
 
 
http://www.radonezh.orthodoxy.ru/oboz/0n17-18/det.html
 
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]