Re (10): Вопрос. И. Кузьмину


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Игорь Кузьмин 22:59:09 25/10/2000
в ответ на: Re (9): Вопрос. И. Кузьмину, отправлено Евгений 13:15:20 25/10/2000
 
>>> Да причем здесь признание Таинства Крещения? Речь в обоих правилах идет о принятии еретиков с перекрещиванием или без оного, а не о признании Таинства Крещения. Почему 46-е правило повелевает извергать принявших еретиков без перекрещивания, а 95-е несториан и монофизитов принимает без перекрещивания. Вопрос уже упрощен до предела, и я не вижу, почему бы нам — после недельных препирательств — на него не ответить.
 
>>
 
>> Я уже в который раз отвечаю, только видимо Вас это не устраивает.
 
>
 
> Непонятлив, видимо, я, потому что прямого ответа никак не уловлю. ТОоько намеки. Один раз (в предыдущем сообщении) я уловил один намек вроде того, что нельзя подходить к правилам буквально. Я переспросил, но Вы этого не подтвердили.
 
>
 
>
 
>> Хотя для меня все понятно. Принимать еретиков в соответствии с разными, сохраняющимися в разных церквях, практиками без перекрещивания возможно (причины я описал прежде)
 
>
 
> За неимением другого ответа остановимся на этом. То есть, по-Вашему, 46-е и 95-е правила все-таки носят разный смысл, то есть противоречат друг другу. Но в этом нет ничего страшного, так как это отражает различные, сложившиеся в разных церквях, практики чиноприема. Правильно ли я понял Вашу мысль?
 
>
 
> Я потому так упорно останавливаюсь на этом вопросе, что считаю нужным рассуждать в таком сложном вопросе последовательно. Без этого Вы приведете мне одни цитаты, я Вам — другие, и на этом наше обсуждение — совершенно бесплодное — закончится. А у читающих останется впечатление, что разные цитаты просто противоречат друг другу и все, а на самом деле это не так.
 
 
Мне совершенно непонятны Ваши, Евгений, замечания и их цель.
 
Я бы попросил, кого-нибудь из участников форума, кому интересна наша дискуссия, например, Алексея Чумакова, пожалуйста, ответить: действительно ли мои объяснения непонятны. И в чем заключается суть вопрошаний Евгения. Может быть живой, а не абстрактный, участник форума прояснит для меня ситуацию.
 
Ну и на всякий случай, попробую, в очередной раз, «что-то» объяснить.
 
Максимально упрощенно (лишь для сути).
 
Если священник будет молиться вместе с человеком, крещенным вне  Истинной Церкви, или участвовать с ним в Евхаристии и это будет происходить не после того, как еретик отречется от своего заблуждения и изъявит желание присоединится к Истинной Церкви, то такой священник должен подвергнутся извержению.  Т. к. он не различает истинной веры и поэтому не может быть пастырем. Более прямо говорится в Кормчей:
 
«Епископ, или пресвитер, или диакон, аще не ПОХУЛЯЕТ НИ РУГАЕТСЯ еретическому крещению, но приемлет крещенного от сих, или приносимая от них на жертву; сиречь на службу приемлет, таковый да извержется из сана».
 
Таков смысл 46 и др., сродных с ним, ап. правил.
 
 
Смысл 95 правила — привести к истинной вере и Церкви заблуждающихся, находящихся вне Церкви, некоторых без перекрещивания (ради причин, которые я описывал ранее).
 
Т. е. цель 46 правила оградить Церковь от смешения с еретиками, которые несут в себе «дух сатанин» своих лжеучений. И цель 95 правила – оградить Церковь от ересей и лжеучений. Хотя по букве этого правила (95) и «смешиваются»  верные с некрещенными в Истинной Церкви еретиками, но «духа сатанина» в еретиках уже нет (хотя бы внешне, для верных).
 
Поэтому никаких противоречий между данными правилами по духу их я не вижу.
 
 
Различная практика приема отдельных еретиков к этому не имеет никакого отношения, потому как  принималась ради церковного мира с теми, кто, на мой взгляд, держался чересчур ревностно своих церковных практик принятия еретиков, тем самым создавая много недоуменных вопросов (напр. письмо свт. Дионисия). И совершенно правильно поступил всероссийский собор под председательством патриарха Филарета, когда узаконил и ввел в Требник единую практику принятия всех еретиков, согласную с свт. Киприаном Карфагенским:
 
«Да уведят все людие всея российския земли яко вси еретики, различных еретических вер, не имут права святаго крещения, еже водою и Духом святым. И того ради oт всех еретических вер различных приходящих к православию, хриcтианскаго закона, подобает совершенно креcтити, святым крещением».
 
«И сея ради вины (в субботу постятся) подобает убо и oт римския веры, и oт всех oт различных еретических вер приходящих, к нашей православней истинней вере, греческаго закона, совершенно креcтити: понеже убо еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение».
 
«И того ради и римлян подобает креcтити, и oт всех различных еретических вер таковых приходящих к нашей православней истинней хриcтианстей вере греческаго закона, совершенно креcтити: понеже убо еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение».
 
 
С терпением и надеждой на понимание,
 
Игорь.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]