О гордости


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Taras Tikhomirov 21:17:00 06/11/2000
в ответ на: Ответ, отправлено Александр С. 11:20:15 06/11/2000
 
>
 
>>> 1. Говорится ли где-нибудь в Новом Завете о том, что гордость — САМЫЙ страшный грех? мать всех грехов? и т.п. Если нет, то когда, интересно, возникло это твёрдо утверждённое мнение в православной среде?
 
>>>
 
>>> 2. Где впервые сказано, что человек должен считать себя ХУЖЕ ВСЕХ ? То, что он не должен считать себя лучше других — понятно.
 
>>>
 
>>> 3. Где впервые сказано, что нельзя осуждать ДЕЛА, совершаемые какими-либо людьми? В Новом Завете опять же я не нашёл ничего.
 
 
> Но это уже — толкование, Валентина. В Библии об этом не говорится. Вкушение плода познания добра и зла — самый первый грех, до которого других грехов не существовало. Разве не так?
 
 
Конечно не так. Первородный грех и есть гордость. Раз уж вы знаете о запретном плоде, то знаете и о том, что подговорил Еву на этот грех непослушания змий. Змий же есть образ дьявола, который был низвергнут из рая за ГОРДОСТЬ, ибо возомнил себя равным Богу Творцу. У человека первый грех был грехом непослушания. Но непослушание это само по себе было вызвано желанием «стать как боги», т.е. больше того, что Творец человеку дал. А желание мнить себя больше, чем есть и есть гордость.
 
 
Поскольку с толкованием у вас проблема, то прочитайте и вдумайтесь в смысл сказанного текста из Нового Завета: «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.» (Первое послание к Тимофею 3:6)
 
 
 
> Речь об отдельном человеке, а не о человечестве в целом. Почему отдельный человек-христианин должен (и должен ли?) считать себя хуже всех остальных, включая не-христиан? Вот я о чём.
 
 
Смирение, как противоположность любой гордости, и есть почитание себя хуже, чем любой другой человек в любой из добродетелей. «Посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» (Послание Иакова. 4:6) и «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11:29) Если вы считаете, что кротость означает молчаливое самоуважение, а смирение что-то вроде застенчивости, то просто почитайте святоотеческую литературу. Советую, ибо все проясниться довольно быстро.  
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]