Re (12): И кто же конкретно эти варвары?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено В.Свирелин 12:14:45 07/11/2000
в ответ на: Re (11): И кто же конкретно эти варвары?, отправлено Лев Тихонов 10:31:36 07/11/2000
 
>> б) В угоду им, однако, и я не откажусь от своей веры (см. Символ веры)
 
>
 
> Так. Значит, халкидонский догмат Вы не разделяете? Или откажетесь от него при первом удобном случае?
 
 
Ну, я все же не так примитивен... Во-первых, что-что, а халкидонский догмат вполне органично вытекает из символа, где после утверждения о Божественности Христа утверждается и Его истинное Человечество (не только «воплотился», но и «страдал» — и если понимать как сказано, без лукавых перетолкований, то к халкидону и придем). Во-вторых, см. ниже о Предании.
 
 
>> в) но речь шла не о вере (см. Символ веры), а о ее искажении Вами (хотя свою любимую империю Вы еще в Символ не запихнули, но если в том же духе продолжите, то пожалуй и до этого дойдете...)
 
>  
 
> В веру Церкви входит все до последней иоты в Священном Предании Церкви, в том числе в церковной молитве.
 
 
Предание есть живая духовно-историческая практика Церкви (земной ее части т.е.), и является не вполне четким понятием как на протяжении истории, так и в каждый данный момент. А вот догматическая система Церкви — это то, что, являясь частью и следствием Писания и Предания, обладает четкой определенностью, подобно «пограничным столбам» на тех дорогах, которые явно ведут за пределы Церкви. Очень важная имхо разница, и говорить «все до последней иоты», не умея однозначно определить множество этих «иот» — рискованно.
 
 
> Россия была Православной Империей, и при всем своем «варварстве» (в нецерковном значении этого слова) несла свет Православия окружающим народам.
 
 
В том числе и тем же чеченцам... До сих пор расхлебываем :((
 
 
> Но Империя — не какие-то там пчелы
 
 
По человеческим меркам да, согласен. Немного приподнявшись — уже нет... Церковь может жить при пчелах и без пчел. Жила (и в земном и в высшем смысле) Церковь и до христианских императоров, и при них (которые, впрочем, через одного еретики), и после них, и параллельно с ними в других землях... Так что, если не забывать о Христе (чему Он учил, как был распят и воскрес), то все аспекты этого мира примерно на одном принципиально уровне окажутся.
 
 
>> ЗЫ. А почему Вы до сих пор не вымарали из Евангелия выражения типа «Царство Мое не от мира сего»? Это было бы честнее, чем просто замечать в Писании и Предании исключительно то, что Вам выгодно, и начисто игнорировать или натужно перетолковывать все остальное.
 
>  
 
> А вот это выражение в Евангелии как раз объясняет те неудачи Православной Империи, над которыми Вы склонны злорадно издеваться.
 
 
Чесслово, кабы не попытки «догматизировать» империю, на сие и повода бы не было... Искушаете-с :)
 
 
> Ни одно государство, даже благословленное Церковью и полностью воцерковившееся, не может быть отождествлено с Царством Христовым, во избежание хилиастических иллюзий. В этом падшем мире всегда есть место греху и несовершенству. Но это не значит, 1) что государство как таковое не благословлено Богом как естественное благо, подбное пище и питию (Антигосударственничество — злобная иллюзия, подобная псевдодуховной манихейской вражде к плоти)
 
 
Весьма разумные речи. Я — не антигосударственник, точно в тойже степени как не противник пищи и пития :))
 
 
> 2) что Господь и Его Церковь не различают государства по их достоинству — воплощении ими в своей жизни социального идеала Церкви
 
 
Согласен. Только замечу, что «социальный идеал Церкви» — несколько рискованное понятие... Даже при наличии такового следует помнить, что в свете главных идеалов Церкви это вещь сильно второстепенная.
 
 
3) что Церкви Христовой неизвестен высший, с ее точки зрения, образец государства — Православная Империя.
 
 
Дык, а я в общем-то и не против. Помните Черчиля «демократия плоха, но лучше пока не придумали»? Ну, перефразируем с точки зрения не черчилевской, а церковной...
 
Только не «образец», а «идеал» (с оттенком «утопии»). И упомянутые Вами «неудачи» православной империи из этого и вытекают — самые светлые утопии в этом падшем мире обречены на неудачи априори.
 
А если мы будем больше помнить о Силе, которая совершается в немощи, будет правильнее.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]