Паки пакетный пакт.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Регент 13:53:03 05/02/2001
в ответ на: Ответный пакет, или пакетный ответ., отправлено Фома 10:45:34 05/02/2001
 
> Чтобы не прыгать по веткам, сложу все в кучу.
 
 
Ну хотя бы в пакет — для благозвучия.
 
 
>> Литургия Василия Великого — еще не праздничная, но уже — ПОСЛЕ праздничных стихир на Господи воззвах.
 
>>
 
> Безумству храбрых поем мы славу.
 
 
И гагары тоже стонут.
 
 
> Да нет никакой такой литургии — ни праздничной, ни пост-стихирной. Есть одна литургия — для поминовения верных и освящения причащающихся.
 
 
Есть Две Литургии ( в одном суточном круге).
 
Есть Три Литургии (Иоанна, Василия, Григория И даже 4-я, Иакова.)
 
И есть указание о невозможности служить Литургию в один день.
 
 
 
>И служится она в этот день не по чему иному, как чтобы не лишить постящихся духовного Дара. Ведь это очень просто.
 
 
Уважаемый Фома! Вопрос не стоял о ИЗНАЧАЛЬНОЙ причине служения Литургии в сочельник или один из дней Четыредесятницы. Наш собеседник Partizan отметил всего лишь наличие  в пределах одного праздничного дня двух Литургий.
 
 
>>> Во времена давнии меня волновал вопрос:
 
>>> если в один день на одном престоле нельзя служить две литургии, а Литургия ВВ служится после вечерни, то она относится к наступающему дню (например, к 6 января). Но 6 января же на том же престоле служится Литургия ИЗ «в самый Праздник». Как же ж так?
 
>>
 
>> Это лучше к Фоме. Он у нас все знает, а я уж и не рискую...
 
>
 
> Ну вот, наконец здравые словеса. Эх, тяжко нам, непризнанным гениям.
 
> Только этот вопрос настолько прост, что можете ответить на него сами. Я не против.
 
 
Нет уж, только после Вас...
 
(оценили, какой я стал вежливый?)
 
 
>>> моментом «перехода суток» является не начало вечерни, а «ныне отпущаеши»
 
>  
 
>> Вон оно что! А я-то думаю, с какой это стороны на меня Фома наехал по поводу «Ныне отпущаеши»?
 
>
 
> Поскольку иного не ожидается,принимаю это как извинение в незаслуженном обвинении. Не сахар, конечно, но все же...
 
 
Я опять что-то не так сказал?
 
Фома, про Ныне отпущаеши я действительно не заикался, чесслово!
 
(Ну вот, я уже Вас побаиваться начал...)
 
 
>> Не, вечерню «переламывает» прокимен (а не «Сподоби»). Именно поэтому только в вечерне существует Великий прокимен пятикратного возглашения.
 
>
 
> Во-первых, неясно, какую же именно роль играет великий прокимен в ломке вечерни,
 
 
Вам, как практику, хорошо знакомы оперативные переоблачения в храме во время «Не отврати...» в Неделю изгнания Адамова. И уж особенно — в Великую Субботу, на Аллилуарии... пардон, во время пения Аллилуария «Воскресни, Боже...», который осторожно дерзну назвать «величайшим» прокименом семикратного возглашения.
 
 
>а во-вторых, изволите ли объяснить, куда отнести паремии  - к вечерне или литургии, или они в Вашей схеме как тот неарддельтанец — уже не обезьяна, но еще не человек?..
 
 
Имхо еще не неадренальтец. В смысле покамест вечерня.
 
 
>> Особенно ярко это проявляется в воскресной вечерне в Великий пост, когда после непостового служения в неделю мы возвращаемся в структуру и содержание постовое.
 
>
 
> И как же это особенно ярко? Диакон (или канонарх) выходит в постовых одеждах? или чтец «Сподоби Господи» читает в постовом стихаре? Я, напр., наблюдал первые постовые одежды только по «Сподоби», на просительной ектении.
 
 
Вот и я о том. «Сподоби» — уже постовое.
 
 
>>> Одно «НО». Неясен вот какой момент. Если Литургия ВВ в соединении с вечерней переносит нас во времена первых христиан (служба ночью, после вечерни), то как же древние христиане служили? Один раз в праздник? Не литургию Василия Великого, конечно, его тогда еще не было, но литургическая традиция ведь как то должна это объяснять?
 
>>
 
>> Тоже к Фоме. Не дерзаю...
 
>>
 
> А согласование «двух литургий в одни сутки» подождем от Евгения — благо, это даже не упражнение, а так...
 
 
Музы молчат...
 
 
 
> +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
 
>
 
> Сюда присовокуплю ответ на другой пост, дабы не распыляться.
 
>
 
>> те службы Великой Субботы, что начинались в Даниловском монастыре с утрени (17 кафисма на 3 Славы с тропарями) и заканчивалась в 7 утра Литургией Василия Великаго. Это ли не монолит?
 
>>
 
> Этот «монолит» — не более чем удобство для многих: для братии — отдохнуть перед пасхальной службой, для прихожан — завершить кухонные приготовления к разговлению. Может быть, это позволительно в наши времена, когда возвращение к церковным ритмам не так облегчительно; но с точки зрения того единства периода пребывания в Церкви в эти святые дни, когда христианин как бы выпадал из обычного течения времени (в соседних постингах об этом идет речь) — это пока младенчество. Бог даст, подрастем.
 
 
И что? Дорастем до того, что вернемся в Типиконное время служения?
 
Уважаемый Фома, в практике приходского храма это нереально.
 
Есть замечательные материалы Богослужебной комиссии 1918 года. Такие уважаемые знатоки устава, как Тураев, Карабинов, Евлогий убедительно показали, что проблема «приходского Типикона» — весьма насущная. И одно из условий — несоответствие жизненного уклада мирянина возможности соблюсти расписание служения по Типику.
 
 
>> Кстати, я знаю многие храмы, в которых в пост службы делят так:
 
>> вечером — вел. повечерие, утреня и 1-й час. Утром — 3,6,9, Изобр., Вечерня и Лит. Преждеосв. Даров.
 
>> Как по Вашему, это более сбалансировано?
 
>
 
> Если по мне, то нет, и Вы понимаете почему. Если по обстоятельствам сегодняшнего дня, то это терпимо, с тем, чтобы постепенно все становилось на свои места.
 
 
См. выше.
 
Если ставить все «на свои места», то, видимо, только в монастырских условиях служения, как, например, поставлено в Предтеченском скиту в Оптиной пустыни.
 
В современной же практике приходится думать о том, как «откосить» от веделевского «покаяния» да при этом не прогневать настоятельство.
 
(Это — кандидатская диссертация сэра Тобиаса, архимандрита всея Панамы)
 
 
>> Помнится, Вы написали о том, что «Сподоби» входит в состав Великого повечерия.
 
>
 
> Вряд ли. О том, что в состав вседневного славословия — да.
 
 
А вседневное славословие — в состав Великого повечерия.
 
Как матрешки:)
 
 
 
> Не готов поддержать Вас в этом вопросе. Согласен насчет муз. публикаций; не внушает доверия Ваше «так вот этого не могло быть». Но все же — вынужден промолчать: и у гениев есть запас прочности ;-)
 
 
Это верно. По себе знаю:)
 
И все же: Если вдруг нароете когда-либо про- или контр-аргументацию, буду рад с ней познакомиться.
 
 
Пока что, как данность — очевидное несоответствие эпизодов причащения в служебниках конца 19-го века и середины 20-го.
 
 
И напоследок — сердечно рад видеть Вас на нашем регентском толковище.
 
С уважением,  Ваш Евгений.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]