Re (3): глядя из Ennismore Gardens


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 05:47:54 23/03/2001
в ответ на: Re (2): глядя из Ennismore Gardens, отправлено Andrey 19:02:20 22/03/2001
 
> Мнение о чрезвычайном харизматическом миссионерском эффекте слова вл. Антония основано не на степени его акцента, а на реальном влиянии на религиозную ситуацию в Англии и в России. Когда вл. Антоний приехал в Англию в 50-х годах, он был единственным русским священником с горсткой паствы. Теперь в епархии около 30 священников и еще больше общин по всей стране (главным образом англоязычных).
 
 
Это хорошо, если так (в смысле, «больше тридцати» и «еще больше общин»). Я, признаться, о таком не слыхал — все говорят что пяток-десяток приходов можно набрать, если поискать. У греков вроде бы поболе будет, в неск. раз.
 
 
> (Интересно, что Русскую Православную Церковь в Англии никто не обвиняет в «прозелитизме» или «экспансии» ... Безбожные гуманисты, наверное).
 
 
Это от того, что существует вполне официальное соглашение с англиканами о «нераспространении». Кажется, только католики в этом соглашении не участвуют (и поэтому основная масса уходящих из тонущего корабля англиканства идет именно к ним).
 
 
>Те англичане, которых слово владыки привело в церковь — это не пост-советская интеллигенция. Да и в России ситуация такова, что именно интеллигенция является главным носителем религиозной культуры, а не мифическая баба из народа, которая, как писал Бердяев, уже давно стала нигилисткой и атеисткой. Возьмите статистику религиозности в больших и малых городах.
 
 
Христос принимает всех, и простых и запутанных. А у церкви задачка — «распутать» запутанных и просветить диких. Крестьяне, смею заметить, тоже во все времена столпами веры не являлись — изредка только, когда гром грянет или поле освятить надоть. Почитаешь жития наших святых и подвижников благочестия, так там непременно их «местные» грабят, бьют или изгоняют. То же самое и сейчас — в периоды упадка веры «верхи» дичают в сторону всякой полу-мистической мути, а «низы» — в сторону пьянства, воровства и прочих простых радостей такого типа. А когда обращаются снова к Богу, то это все пытаются по инерции тащить с собой...
 
 
> Сила слова вл. Антония — сила слова святителя. Многие еще помнят его полулегальные беседы на московских кухнях...
 
 
По БиБиСи кажется и он и о. Владимир Родзянко, а по «Голосу» — о. Виктор Потапов.
 
 
> и сейчас слово вл Антония в России нужно как воздух. Почему к нему оказывается более восприимчива интеллигенция — другой вопрос. Как Вы сами думаете?
 
 
Я думаю (прочитав практически все им написанное), что импонирует его искреннесть и отсутствие всяких «прибамбасов», которые иногда заслоняют Христа в православной проповеди. Он пишет просто, мягко (то что называется, «православие с человеческим лицом»), большой акцент делает на личной свободе (а для приходящего к вере это очень важно).
 
Что же касается второй стороны — «интеллегентных» читателей (образованцев), то боюсь что привлекает многих именно нетребовательность — вот, интересную и православную книжечку прочел, «приобщился», и хватит. Этакое Orthodoxy-Lite выходит. А потом идет в церковь, в там «грубый поп» его про грехи спрашивает да поститься заставляет. А «интеллегенция» у нас все-же в основном расслабленная какая-то, дальше чтения да размышлений о своем центральном месте во вселенной дело редко продвигалось. Но и то слава Богу — благодаря проповедям этим некоторые, глядишь, и обратятся. А другие — задумаются о том, ради чего ходят они в храм и молятся.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]