Текст по А.В.Карташеву


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено sirina 09:05:59 02/04/2001
в ответ на: текст по нац. вопросу, отправлено Максим Осипов 20:57:07 31/03/2001:

 
> Позвольте предложить для обсуждения (и, надеюсь, некоторого примирения) понравившийся мне текст из предисловия к «Истории Русской церкви» А.В.Карташева
 
 
 
О Карташеве можно почитать:
 
 
1. Антощенко А.В. Антон Владимирович Карташев (1875 — 1960) // Историки Росии XVIII — XX веков. Вып. 4-й. — М. — 1997. — С. 94-104.
 
 
Один из первых и наиболее полных биографических очерков жизни и творчества А.В.Карташева написан на основе опубликованных источников и материалов иностранных изданий. Особое внимание в очерке уделено:
 
 
ФОРМИРОВАНИЮ КОНЦЕПТА «РУССКОЕ ХРИСТИАНСТВО» В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ СТАТЬЯХ ИСТОРИКА;
 
АНАЛИЗУ «ОЧЕРКОВ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ»;
 
ДЕТАЛЬНОМУ ОСВЕЩЕНИЮ ЕГО УЧАСТИЯ В ЭКУМЕНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ;
 
Преподавательской деятельности в стенах Святотроицкого православного теологического института в Париже.
 
 
2. Антощенко А.В. Эволюция теократического идеала А.В.Карташева // Вече. Альманах русской культуры и философии. Вып. 9. — СПб. — 1997. — С. 71-85.
 
 
В статье рассматривается эволюция теократического идеала известного историка РПЦ, обоснованием и жизненным воплощением которого Карташев стремился идейно преодолеть «безбожие большевиков». А.В.Антощенко отмечает, что крушение в результате прихода большевиков к власти надежд на скорое восстановление авторитета Церкви в русском обществе и эмигрантское положение «в чужих государствах, без гражданского полноправия, без всякой материальной национальной базы» усилили эсхатологическое мироощущение историка и стали импульсом к переосмыслению им теократического идеала. Особое внимание автор уделяет анализу дискурса Карташева, который соответствовал классической триаде Г.-В.-Ф.Гегеля. Отправным тезисом являлась симфония Церкви и государства, антитезисом служило утверждение лаической культуры в результате преобразований Петра Великого, синтезом должна была стать симфония Церкви с культурой народа. (См. об этом также: О теократической концепции «Святой Руси» А.В.Карташева (особенности дискурса) // Философская мысль в России: традиция и современность. Первый всероссийский философский конгресс «Человек, философия, гуманизм». Т. 2. СПб., 1997. С. 133-136; О концепции теократической симфонии «Святой Руси» А.В.Карташева // Локальные культурно-исторические исследования: теория и практика. Омск, 1998. С. 120-128.)
 
 
Сайт: Проект «Русское зарубежье». Данные и информационная поддержка: Центр по изучению русского зарубежья Института политического и военного анализа.
 
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]