Re: Всемогущество Бога и свобода совести.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено В.Свирелин 00:47:12 17/04/2001
в ответ на: Всемогущество Бога и свобода совести., отправлено Элрин 14:36:27 16/04/2001:

 
> Насколько я понимаю, Православие считает, что будущее человека нигде не записано заранее, и человек сам творит свою судьбу, сам решает, принять сторону Добра или Зла. То есть, в своих поступках человек независим от Бога.
 
 
Того, как вы написали, православие не говорит. Давайте-ка вопрос переформулируем маленько — яснее будет. Итак, встречаются два видимо взаимоисключающих утверждения: 1) Бог всеведущ, вне времени (ибо выше его и творец его), знает все, что будет. 2) Я, совершая выбор между погулять и позаниматься, делаю его свободно и ответственно.
 
По видимости — противоречие. Кажется, что моя свобода и полное все- и пред- ведение Бога — понятия несовместимые.
 
Но это на первый взгляд.
 
Поставьте мысленный экперимент: всеведущего Бога нет, вы абсолютно свободны и самостоятельны в своих поступках. Ваша свобода не вызывает сомнений, так? Теперь оказывается, что Всеведущий есть. Но в Его-то всеведение у нас никаких способов проникнуть не имеется! Что изменилось (в данном вопросе)? А ничего... То «предопределение», о котором знает один только Бог, _ни малейшим_ образом не известно нам. Я, будучи твореним, никогда и никак не могу узнать то, что известно только Творцу. Следовательно, Его знание о том, что я изберу через минуту, абсолютно никаким образом не стесняет мою свободу и не снимает моей ответственности!
 
Лучшим примером этого парадокса является книга пророка Ионы. Бог посылает его возвестить гибель Ниневии за грехи ее. Он возвещает, ниневитяне каются, катастрофы НЕ происходит. Иону это тоже сперва сильно ранило... Но смысл всего Божьего откровения состоит не в том, чтобы открыть «предопределение» (что сделало бы и впрямь бессмыслицей нашу жизнь и свободу), а в том, чтобы открыть и внушить нам причинно-следственные связи нашего выбора: погрязаем в грехах — погибнем, каемся и обращаемся к Творцу — живем. Связи эти нам и даны достаточно ясно, а свобода оставлена и остается!
 
Оттого, что Кто-то знает мой следующий шаг (при условии, что в это знание я принципиально не могу проникнуть), в моей свободе ничего не умаляется. Или меня раздражает исключительно голый факт этого чьего-то знания? это было бы печально... Помните про «сосуд и горшечника»?


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]