Re (2): ИМЯСЛАВИЕ


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 04:47:42 18/04/2001
в ответ на: Re: ИМЯСЛАВИЕ, отправлено Евгений 21:38:37 17/04/2001
 
>>Можно ли сказать, что имя это икона, и таким образом применить к имени, т.е. к его почитанию те же принципы, что и в почитании иконы?
 
>
 
> Можно. Статья как раз об этом. К слову сказать, святые (например,  Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Никифор Исповедник) утверждали, что можно сказать об иконе — Сам Бог — по причине присутствия в иконе Божества. Имя и есть икона, совпадающая с своим собственным надписанием (которым икона, согласно православному учению, и освящается).
 
 
Уместна ли тут аналогия солнца и лучей от него? Благодать Божия подается верующим в частности молитвах и таинствах церковных. Солнце тоже действует (энергия и значит действие) посредством своих лучей — они — есть «само солнце», его часть. Но есть такой момент: Божественное действие, точнее сказать — его результат, «произведенная работа» — зависит от состояния принимающего благодать. В одном человеке это будет действие ко спасению, в другом — может быть и во осуждение. Бог «дождит на правыя и не правыя», и на безблагодатных и на злых наряду с верными. А результат действия познается по делам веры, по тому действию что это приобщение Богу производит в человеке, руководя его к спасению, с исцелению, к обожению.
 
 
Мне, однако, не совсем понятен акцент именно на имене и образе, возможно это неверное восприятие, но не понятно почему именно написание имени на иконе ее освящает — а не то обстоятельство, что на иконе изображен Богочеловек или обоженный человек? Какое-то тут чудится мне «двоение» — молимся -то мы самому Христу, а не Его образу или имени(что, впрочем, по имяславцам — одно и то же — сам Бог)? И благодать также подает Он — да, через молитву, и иногда — через молитву перед образом (можно сказать — через образ, относительное поклонение, почитание «восходит к первообразу»). Но усиленный акцент на образе и имени — не смещает ли акцент с Первообраза на образ?
 
 
Вероятно, это от недостаточной духовной опытности или же неукорененности в греческой философии — но все-же какое-то двоение ощущается. Если можно, поясните.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]