Криптонесторианство: от софиологии Булгакова к катехизисам Кочеткова


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 19:46:15 26/04/2001
в ответ на: Подождите, отправлено Юрий Аммосов 18:15:35 26/04/2001
 
Но, действительно, как справедливо указал Е. К., Катехизисы есть у них на сайте. Определение по Аверинцеву привела Вета. Неправославных утверждений, прикрытых наукообразием, там на каждом шагу, но детальное копание во всей этой мути — задача на любителя.
 
 
Уж лучше Булгаков. Он, по крайней мере, пытается разговаривать на языке богословия. Я тут специально посмотрел его работу «О евангельских чудесах». О мифе там нет ни слова, и это не удивительно. В его время это было недопустимо. На него тогда даже в Париже посмотрели бы как на больного. Это сейчас Кочетковы с Аверинцевами (с подачи Лосева, но без его философского «таланта», и Флоренского, но без его «таланта» оккультного), при всеобщем попустительстве, пытаются «демифологизировать» или «мифологизировать» Евангелие, и это им до поры до времени сходит с рук.
 
 
Зато в этой работе Булгакова излагается христология евангельских чудес, и сразу видно, откуда корни несторианствующей христологии Кочеткова — из несторианствующей же софиологии Булгакова. София, как некий посредник между Богом и людьми (другим вариантом такого посредничества служит католическая тварная благодать), делает человеческую природу (природу, а не ипостасную волю, как в православии) в определенной мере самостоятельной  относительно Бога. Отсюда и человеческая природа во Христе (как некий субъект) обладает относительной самостоятельностью: возрастает в премудрости, колеблется сама по себе, проявляет действительное неведение и пр. Это вариант несторианства: при этом не обязательно признавать две ипостаси во Христе. Такой вариант несторианства был не у самого Нестория, а в несторианской церкви Востока после преп. Исаака Сирина. Такой вариант несторианства (ересь двух глав, двух субъектов во Христе) был у папы Вигилия. К такому варианту несторианства приводит филиокве в сочетании с тварной благодатью, поэтому католики и были анафематствованы в 1054 г. восточными патриархами как криптонесториане, возобновляющие схизму папы Вигилия.
 
Единственным отличием софиологии от криптонесторианства католиков является то, что благодать у католиков — тварный посредник между Богом и человеком (а папа, раздающий ее, следовательно, заместитель Бога на земле), а София — нетварный. Это придает софиологии более оккультный характер, особенно заметный у Флоренского: София у него не тварь, но и не благодать, а значит, некая оккультная сила. В православии же один Посредник — Сам Христос.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]