И Дух Божий ношашеся верху воды.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Candide 04:03:53 28/04/2001
в ответ на: Некоторые итоги. От Евгения, отправлено partizan 16:26:34 25/04/2001
 
>Если под <Духом Божиим> из первой главы Книги Бытия Кочетковым подразумевается безличностная энергия, то каким же это образом <безличностная энергия> <носилась над водами>?
 
 
>>А если считать под <Духом Божиим> Третью Ипостась, то каким образом могла Божественная Ипостась <носиться над водами>? И Вы действительно понимаете этот отрывок буквально, в смысле того, что имелась в виду вода как Н20?
 
 
> Могла-могла «носиться». Вне зависимости от того, что имеется ввиду под «водой». Например, «и увидел Иоанн Духа Божьего, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». А вот безличная энергия — это божественное действие. Оно не может  "носиться", «сходить», «почивать», «ниспускаться» и т. п. Кочетков отождествяляет Духа и энергию, и это ересь.
 
 
.......
 
 
>>Ни для кого это не очевидно. Еще раз говорю, что в Библии под выражением <Дух Божий> не всегда имеется в виду Третья Ипостась, но часто — Божественная Энергия. Именно об этом и идет речь, а вовсе не об отождествлении Энергии с Третьей Ипостасью.
 
 
> Не всегда, но в данном случае ("носился над водами" и «ниспускался на Него») имеется ввиду Дух Божий, и Его Кочетков отождествляет с безличностной Силой. См. также ниже.
 
 
Толкование Св. Иоанна Златоуста:
 
 
«Что означают слова: и Дух Божий ношашеся верху воды? Мне кажется, означают то, что водам была присуща некоторая жизненная деятельность и что это была не просто стоячая и неподвижная вода, но движущаяся и имевшая некоторую жизненную силу.  Неподвижное ни к чему не годно, а движущееся пригодно на многое.»  Беседы на книгу Бытия.  Беседа III.
 
_____________________________
 
 
Толкование Св. Василия Великого:
 
 
«И Дух Божий, говорит Моисей, ношашеся верху воды. Или дух сей означает разлияние воздуха, и ты разумей, что Писатель перечисляет части мира, то есть, что Бог сотворил небо, землю, воду, воздух, и притом воздух уже разлитый и текучий.  Или, что ближе к истине и одобрено прежде нас, духом Божиим назван Дух Святый; потому, что Он, по замеченному, преимущественно и исключительно достоин такого упоминания в Писании, и ни какой другой дух не именуется Божиим, кроме Святаго, восполняющаго Собою Божественную и блаженную Троицу.  И ты, допустив такое разумение, извлечешь из него большую пользу.
 
 
Как же Он ношашеся верху воды? Скажу тебе не свое мнение, но мнение одного Сириянина, который был столько же далек от мирской мудрости, сколько близок к ведению истиннаго.  Итак он говорил, что Сирский язык выразительнее и, по сродству с Еврейским, несколько ближе подходит к смыслу Писания.  Разумение же сего речения таково.  Слово: ношашеся, как говорит он, в переводе употреблено вместо слова: согревал и оживотворял водное естество, по подобию птицы, насиживающей яица и сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу.  Подобная сей мысль, говорит, означается сим словом и в настоящем месте.  Дух носился, то есть приуготовлял водное естество к рождению живых тварей.  Таким образом из сего достаточно объясняется предлагаемый иными вопрос: без действия ли оставался Дух Святый в деле творения?» Беседы на Шестоднев. Беседа 2.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]