Re (2): Петр Дмитрич поправил


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer, римо-католик, 20:32:15 05/05/2001
в ответ на: Re: а что не сомнительно?, отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 20:59:55 04/05/2001
 
> «сухари сушить». Наш литургический багаж очень обилен и богат, в нем масса полезного тому, кто сможет воспользоваться — пища и уму и сердцу. Беда в том что пищу эту многие не могут ни разжевать ни усвоить, и остается в основном таинственность культа да Господи помилуй. Ето не есть карашо, но простого рецепта тут не найти. Наверное, в принципе, учитывая уровень современного человека, наш литургический багаж может быть оставлен почти совсем: именно так в основном и поступают современные католики (Петр Димитриевич меня поправит) и протестанты. Но для православия это путь кажется неприемлимый.
 
 
Католики — да и многие из протестантов тоже — вовсе не отказывались от багажа совсем. Реформа проводилась очень продуманно (в многое из плохо продуманного впоследствии было исправлено). Более того, в богослужение было возвращено многое из того, что было утрачено в средние века: огромное количество прекрасных древних текстов, исчезнувших из богослужебных книг при их унификации в 16 в. (да и еще ранее забытых тоже) были возвращены; к тому же, в различные службы латинского обряда вошло немало текстов из арсенала Восточных Церквей.
 
Замечу к тому же, что во многих местах католики имеют возможность выбора между дореформенных богослужением и реформированным, при этом не переставая быть католиками и не уходя в раскол.
 
Интересно, однако, то, что в большинстве восточных обрядов КЦ реформа богослужения сознательно осуществляется очень медленно или не осуществляется вовсе. И от них этого в Ватикане никто не требует, с учетом того, что народы, пользующиеся восточными обрядами, отличаются в основном значительно более консервативной ментальностью, чем современные западные народы.
 
Тем не менее, я думаю (но это сугубое — если не трегубое — имхо!), что ПЦ ничего не потеряла бы, если бы в отдельных общинах (под бдительным контролем священноначалия и, что не менее важно, с компетентной богословской и литургической экспертизой) она пробовала разные пути реформирования богослужения в целях большей духовной пользы для верующих и для потребностей миссии. Главное, на мой взгляд, чтобы такие опыты благословлялись священноначалием и признавались законными (жажда навешивать ярлыки и эпитеты у многих поубавилась бы). При этом определенно будет оставаться множество приходских и монашеких общин, не считающих нужным что-то менять, или меняющих только в сторону большей верности уставу; а это обеспечит для каждого верующего возможножность более осмысленного выбора, куда пойти на службу. (Имхо, имхо, имхо).


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]