Re (2):  Ответ на вопрос Фотины


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer, римо-католик, 04:37:04 09/05/2001
в ответ на: Re: православные-католики, отправлено Фотина, православная, 22:27:53 08/05/2001
 
>> Уважаемые умные дяденьки!
 
>> Вы между собой «воюете», а мне все-таки не ответили. Я же хочу разобраться!
 
>
 
> Присоединяюсь к просьбе. Только пусть еще «умные дяденьки» попутно объяснят, что такое «эпиклесис» и «Анафоры»
 
>
 
> Спасибо. Простите за иронию
 
 
Дорогая Фотина!
 
 
Ваша ирония вполне уместна. Спешу внести пояснения. Заодно поясню также появлявшееся в этой полемике слово «анамнесис».
 
Оба умных слова являются терминами, используемыми в литургике (науке о богослужении) и некоторых смежных с ней областях богословия.
 
 
«АНАФОРА» (греч. ’αναφορά – возношение) – в узком смысле слова (о широком см. ниже) центральный раздел Божественной Литургии, во время которого совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. А. именуется также Евхаристическим каноном (в зап. традиции используется также термин Евхаристическая молитвой.
 
Существенными элементами текста большинства Анафор являются:
 
1) Префация – благодарение Богу за искупление во Христе и иные благодеяния, открывающее собой Евхаристическую молитву и завершающееся славословием «Свят, Свят, Свят...» ("Sanctus"); 2) ЭПИКЛЕСИС – призывание благодати Божией (в большинстве Анафор – моление о ниспослании Святого Духа) на дары (хлеб и вино) и участников Литургии (подробности ниже); 3) повествование об установлении Евхаристии Иисусом Христом, содержащее Установительные слова; 4) АНАМНЕСИС (букв. «воспоминание») – свидетельство о том, что это священнодействие совершается в память спасительных страданий, смерти и воскресения Христа, в ожидании Его второго пришествия; 5) приношение, когда собравшиеся от лица всей Церкви приносят святую жертву Богу Отцу, посвящая Ему самых себя; 6) ходатайственные молитвы – поминовение живых (в частности, священноначалия) и усопших, наряду с прославлением Богородицы и святых, напоминающее о мистическом единении всей Церкви в Евхаристической Жертве; 7) заключительное славословие в Троице единому Богу (последовательность  элементов 2–6 различна в разных Анафорах).
 
Если рассматривать Анафору в таком значении, то в обеих православных Литургиях она будет начинаться со слов «Станем добре, станем со страхом, вонмем святое ВОЗНОШЕНИЕ в мире приносити» — и заканчиваться возласом «И даждь нам едиными усты и единем сердцем...» и ответом «Аминь», свидетельствующим о том, что народ усваивает (в смысле «делает своим»), подтверждает от своего лица весь прозвучавший текст Анафоры. Следует учитывать, что бОльшую часть обеих Анафор (Василия Великого и Иоанна Златоуста) составляют молитвы, в наст. время произносимые священником в алтаре тайно, которые, вместе с возглашениями и ответами народа (которые поет либо весь народ, либо, от его лица, хор), составляют в основном связный, непрерывный по содержанию молитвенный текст.
 
Отдельные авторы употребляют термин «Анафора» в более широком смысле – для обозначения основной части Литургии верных (или, в зап. терминологии, Евхаристической Литургии): от начала Евхаристического канона до завершения обряда Причащения. (В таком смысле Анафора православных Литургий будет начинаться с тех же слов «Станем добре...», а заканчиваться ответом «Аминь», завершающим ектению «Прости, приимше...»).
 
Правильное ударение в слове «АнафорА» на последний слог (род. мн. «анафОр»), но многие произносят «анАфора»
 
 
Теперь чуть подробнее об эпиклесисе (это слово еще не жестко закрепилось в русском языке, поэтому, наряду с перенесением его в наш язык в таком виде, можно встретить и другие: «эпиклезиз», «эпиклеза»; правильное ударение «эпИклесис», но многие произносят «эпиклЕсис», «эпиклЕза», и это звучит более естественно).
 
Слово «ЭПИКЛЕСИС» по-гречески означает «призывание на». Имеется в виду призывание благодатной силы Божией на людей или предметы, стихии вещества и т.п., с целью их освящения и/или иного сверхприродного изменеия в них. Эпиклесис в той или иной форме имеет место во многих чинопоследованиях таинств, а также священнодейственных обрядов. Наиболее важную роль он играет в Евхаристии. В Литургии Иоанна Златоуста эпиклесис составляют слова священника, произносимые им (в наст. вр. тайно) во время пения «Тебе поем» и обращенные к Лицу Бога Отца: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим и молим и мили ся деем (= умоляем — W.), ниспосли Духа Твоего Святаго НА НЫ (призывание на участников Литургии — W.) и НА ПРЕДЛЕЖАЩЫЯ ДАРЫ СИЯ (призывание на хлеб и вино — W.) И сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего. — Аминь. — А еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего. — Аминь. — Преложив Духом Твоим Святым. — Аминь, аминь, аминь». По сути дела эпиклетическими (в смысле призывания освящающего действия Божия на людей) являются и последующие слова священника: «Якоже быти причащающимся, во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа...»
 
В чем состоит суть спора «дяденек»? Они спорят, можно ли считать эпиклесисом в Евхаристическом каноне вообще призывание благодатного и освящающего действия силы Божией или эпиклесис — это только призывание Духа Святого, точнее, молитва о Его ниспослании. Одни «дяденьки» говорят, что если Святой Дух в этой связи не упомянут, то это вовсе и не эпиклесис. Другой «дяденька», следуя суждениям других ученых «дяденек», утверждает: само собой разумеется, что благодатное действие Отца в таинствах осуществляется не иначе как силою Святого Духа, а значит — независимо от того, назван Он (Дух Святой) по имени или нет, молитва призывания благодатного действия Бога есть призывание Святого Духа (и, если оно обращено к лицу Отца, как в случае Анафоры, то значит это прошение о ниспослание Святого Духа).
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]