Re: Видел ли Христос сновидения? — Алексею Чумакову


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 09:46:42 10/05/2001
в ответ на: Видел ли Христос сновидения? — Алексею Чумакову, отправлено свящ. Димитрий Каплун, Православный, РПЦЗ, 05:39:46 10/05/2001
 
> Чтобы нам не запутаться, предлагаю употреблять термин «сновидения» вместо «сны». Сон, как таковой, несомненно был Христу свойствен. Теперь поясню, в каком смысле считаю, что «сновидения — это то, чего нет».
 
> Если во сне нам является знакомый сосед и предлагает пойти прогуляться, это будет реальностью лишь в том значении, что, возможно, наше тело нуждается в свежем воздухе — и всё. Нам и в голову не придет благодарить наутро соседа за совместную прогулку, так как в сновидении — не было реального соседа, не было и реальной прогулки. Так и в театре, хотя роли исполняютт настоящие актеры и используется реальный реквизит, само театральное действо мы называем ненастоящим, условным, по-существу — лживым.
 
 
А если Вы просто подумали (вот как при написании этого сообщения) о прогулке с соседом — это ведь ничем не менее «ненастоящее», чем то, что вы представили во сне? Лжива ли сама мысль такого рода?
 
 
> Так и наши сновидения, по-существу, лживы, так как вместо одной реальности являют для спящего сознания совсем другую, уже искаженную реальность. В этом — суть лжи. Ложь не существует сама по себе, но существует лишь как искажение правды, «паразитирует» на ней.
 
 
Не понятно. Реальность мы постигаем лишь отчасти и субъективно. Мы не столь прямолинейно анализируем мир, наш разум вертит данные и так и сяк, складывает и раскладывает, и если для этого процесса как-то нужен сон и сновидения (которые всегда его сопровождают), то почему надо сразу записывать это на счет именно падшего естества? Ведь Христос был не просто человеком (пусть и без греха), как Адам до падения — а Богочеловеком, что случай совершенно особый. Почему просвещение и очищение души, чувств, мысли, ума, помышлений, сердца — приведет к исчезновению такой фундаментальной физиологической особенности как сновидения?
 
 
> Так и сон, хотя по-существу реален, сновидения — фантастичны, бредовы, лживы — в настоящем нашем состоянии падшего человечества. Сновидения — конечно, не грех, так как здесь нет нашего произволения; но, тем не менее, их содержание — яркий показатель нашего духовного состояния.
 
 
Как и наши мысли. Мне кажется, что Вы изначально настроены на осуждение сновидений так как многие святые учили им не верить (с чем я отчасти согласен — хотя другие и доверяли снам) и описываете их словами с выраженным негативным зарядом (как будто человеческие мысли вообще рациональны и служат прямым отражением реальности. Тут дело в том что это конечный продукт, наше мировоззрение, дар рассуждения, наш рассудок, должно иметь соответствующими реальности — но как именно это достигается, во сне ли, путем ли разработки разных довольно диких и противоречивых гипотез, или иным  - не имеет прямого отношения к нашему «падению». Сновидения как последствия нашей греховности?
 
 
> Вспомним, что естественно-нормальное состояние — это непрестанная молитва.
 
>
 
> А у больного ума — больные сны.
 
 
Но непрестанная молитва не делает нас непогрешимыми и даже просто добрыми и честными. Это инструмент, а не самоцель — цель это святая жизнь, обожение. Исцеленный ум, «Христов ум», будет, вероятно, видеть благочестивые сны. Вот бы проверить на себе ;0).
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]