Re: Некоторые схолии...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 18:25:54 16/05/2001
в ответ на: Некоторые схолии..., отправлено partizan, православный, 12:49:29 16/05/2001
 
>1. Лучше сказать не «логически», а «умозрительно» или «умосозерцательно». То есть «логически», что в переводе на бытовой язык означает «с точки зрения здравого смысла» человеческую природу «определить» можно только в смысле того, чтобы увидеть общее, созерцаемое в отдельных ипостасях. Но «определить» в смысле «понять» нельзя. Понимание природ вообще (и человеческой в частности), называемое по другому «ведением сущих», согласно преп. Максиму доступно только чистому уму, освободившемуся от страстей.
 
>Существует же реально, а не в примышлении, природа потому, что она есть логос Бога.
 
 
Это отчасти правильно. Но логос природы по преп. Максиму одновременно и то и другое. То, есть нечто доступное только созерцанию и (с другой своей стороны) определимое логически. В частности, человеческая природа определяется как «состоять из души и тела, быть разумным, смертным, способным к пониманию и познанию». В этом последнем смысле у иконоборцев и иконопочитателей шла речь о неизобразимости человеческой природы, имеющей, в то же время, логическое определение, так как «состоять из души и тела» и пр. — неизобразимо.
 
 
>Попутный вопрос: как быть с образом, если он потерял свое «подобие» первообразу?
 
> материалу, веществу иконы мы скорее «благоговейно относимся», ибо, несмотря на вышеприведенные слова преподобного, никто из православных не дерзнет просто выкинуть пришедшую в негодность икону или, скажем, обломки креста.
 
>конечно мы не будем, как иудеи, «хоронить» эти вещи, но благочестиво уничтожим и уберем остатки в «непопираемое место», воздавая должную честь тому, что было «вместилещем Божества».
 
 
Наверно, это правильно. Икона (и другие символы) благодатна до тех пор, пока она содержит иконный образ или «характир», в который входит и надписание. Настоящий смысл практики уничтожения испорченных изображений полностью укладывается в рамки предусмотренных в таких случаях мер, чтобы помешать мирскому употреблению священных предметов, хотя и непоклоняемых сами по себе из-за того, что стали непригодными (таковы в особенности аналогичные обычаи касательно просфор). Часто икона становится непригодной прежде, чем ее «характир» полностью исчезнет, откуда некоторая неоднозначность обсуждаемого обычая.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]