Re (4): Многие лета


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено hellenophilos, orthodoxos, 13:56:40 22/05/2001
в ответ на: Re (3): Многие лета , отправлено Александр Иванов, православный христианин, РПЦ, 09:03:31 22/05/2001
 
>>> Св. Сисой Великий прожив долгую жизнь в трудах и подвигах перед смертью плакал и говорил: «не знаю, братия, положил ли я начало покаянию моему». Какова бы ни была длинна жизнь христианина, он никогда не достигнет предела совершенства. Поэтому христианин должен желать долгой жизни, осознавая себя неготовым к смерти. Это во-первых.
 
>>
 
>> Пока что этот вывод — Ваше измышление. Пожалуйста, приведите реальные примеры из житий святых. Кто из святых желал себе долгой жизни? Кто из них покаяния ради желал себя polychronia (многих лет), а не eukairion (времени благоприятного)? Иными словами, кто из них был уверен в прочности своего произволения? Кто демонстрировал такую уверенность в собственном духовном «прогрессе», кто ожидал от дальнейшего земного странствования лишь преуспеяния?
 
>
 
> Разумеется, ожидание постоянного духовного прогресса — верх самонадеянности. Другая крайность — слова одного католического «святого» перед смертью: «я исполнил все, что должен был исполнить».
 
 
 
Не вижу здесь разностоящих крайностей. Скорее, оба этих примера противостоят блаженной кончине преп. Сисоя Великого. А кончина афонского старца Тихона, из-за хулы на которую иером. Иоанн (Коган) наподдал диакону А. Кураеву — наоборот, вовсе не противостоит :).
 
 
 
>>> Во-вторых, христианин не только себя спасает,
 
>>
 
>> Ого! А мне почему-то казалось, что, наоборот, христианин (по крайней мере православный, о лжехристианине-еретике речь не идет) спасается Христом.
 
>
 
> Вот спасибо за поправку, я действительно неточно сказал. Лучше — «...христианин не только сам спасается...».
 
>
 
>>> но невольно и другим светит, спасает тысячи вокруг себя, по слову преп. Серафима.
 
 
 
Не знаю, про Вас ли это, но точно не про меня. «Спаси Господи и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, от пути спасительного отвратих, к делом злым и неподобным приведох»...
 
 
 
>> Так это не о всяком христианине, умеющем петь «многая лета», сказано, а лишь о тех, кто стяжали Дух мирен... Вы сомневаетесь в том, что «многая лета» себе и себе подобным возглашают и те, кто совершенно противоположное влияние оказывает на окружающих? Зато со вкусом, вполне естественно, без ощутимого в Вашей апологии насилия над заповедью Божией, без всякого колебания или сомнения...
 
>
 
> Во-первых, я не знаю случаев, когда «многая лета» поют себе. Во-вторых, речь идет о настоящих христианах, а не просто именующихся таковыми. То, что святые слова употербляются и еретиками, не умаляет святости этих слов в устах православных.
 
 
 
Однако святость эта принадлежит не самим по себе православным, а словам, исполнение делом которых как раз и освящает православных. Это о подлинно святых словах. Святость же песнопения «многая лета» для меня пока что не более очевидна, чем святость молитвы о богоотступнических «властях», занимающихся деструкцией общества — так, очередное свидетельсво обмирщения и рабства идеологиям мира сего, свидетельство неуклонно усугубляющегося предательства христианского идеала.
 
 
 
>>>Желая человеку многих лет, мы надеемся, что он еще долго будет служить для нас утешением и маяком в духовной борьбе. Такие соображения.
 
>>
 
>> Это соображение может относиться только к тем, кто сам намерен жить долго, и вовсе не собирается на всякий день и час предстать пред Господом. Давайте, Александр, не будем лукавить, и честно признаемся, что мы — именно из этого разряда «христиан», а не из тех верных рабов Божиих, вокруг которых спасаются тысячи....
 
>
 
> Увы, Вы правы. Вы блестяще раскритиковали мое сообщение, но ничего не сказали о Вашем собственном понимании пожелания «многая лета». Вы считаете его антихристианским?
 
 
 
Моя текущая гипотеза состоит в том, что «многая лета», исполать (возможно, заимствованная из императорского церемониала) правомерно применима к архиереям-этнархам, расширительно — к осуществляющим собственно церковные властные полномочия, архиереям правящим. Пение исполати архиерею титулярному, викарию, тем более живущему на покое в монастыре — абсурдно.
 
 
Многая лета полагается властям, законным властям, занимающимся структурированием общества, в котором живут христиане, в интересах Православия, или хотя бы не во вред Православию. Многая лета полагается князю, но лишь в той мере, в какой он несет именно моральную ответственность пред Богом за вверенное ему достояние, а не финансовую — перед банкиром за своевременную выплату процентов.
 
 
Многая лета полагаются церковным старостам, но лишь тем, которые подлинные ктиторы храмов Божиих, а не бизнесмены, действующие под церковной «крышей».
 
 
Все остальные разновидности многолетия IMHO не более церковны, чем заупокойные молитвы по Воскресеньям: вошедшая в «традицию» отсебятина. Сдается мне, что многолетие в практикуемой ныне его форме — размножившееся изобильно многолетие, полагающееся по царским часам, полагавшееся, разумеется, Царствующему дому, а не новопостриженной монахине или свежеобвенчанным молодоженам. Едва ли этим последним полагается и многолетие второго уставного вида — многолетие Чина Православия.
 
 
Других полагающихся по Уставу многолетий аз грешный не припоминаю.
 
 
ЗЫ. Фоме. В Декалоге содержится не только «да благо теи будет», но и призыв чтить субботу более остальных дней недели. Декалог — не аргумент. Апелляция к Декалогу не может служить оправданием литургической отсебятины, да еще столь сомнительной. Иначе я буду требовать от Вас ответа, почему Вы пренебрегаете в церкви молитвой «Шма Исраэль»...
 
 
И прилежные молитвы о здравии (сиюминутном, подаваемом Господом на всяк день и час Своим верным рабам, а иногда и не подаваемом, ибо болезнь тоже благословение Божие, и еще вопрос, какое больше) ничуть не тождественны торжественному исповеданию вопиющего обмирщения — т. е. предательства! — христианского идеала, коим, без сомнения, является вопль: «Спаси Христе Боже... на многая лета».
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]