Единая энергия Бога и святых


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 18:39:31 28/06/2001
в ответ на: Не противоречит ли учение об обожении учению о двух энергиях во Христе?, отправлено OlegVM, православный, 17:20:15 28/06/2001:

 
>Если я правильно понимаю, в обожении божественная энергия становится энергией человеческой природы.
 
 
Скорее человеческой ипостаси (хотя энергия всегда свойство природы, а не ипостаси). Суть дела вот в чем. По удачному определению, кажется, св. патр. Фотия Великого «энергия (Св. Троицы) — это движение сущности внутри неподвижных ипостасей»  (общее всем ипостасям движение, а не раздельное для всех ипостасей). Это движение захватывает и обоженое человечество, вводя его, таким образом, во внутритроичную жизнь. По отношению к ипостаси человека (или предмета), таким образом, божественная энергия в ней — это движение в ней божественной сущности. Божественная энергия «воипостазируется» в ипостаси человека или предмета, становится ее достоянием как некая вторая природа.
 
 
>Единый Свет есть Свет Бога и обоженного человечества. Но что при этом происходит с человеческой энергией? Как избежать моноэнергизма?
 
 
Таким образом, ни человеческая природа, ни человеческая энергия никуда не исчезают. Но тем не менее, во святых — моноэнергизм (хотя во Христе — диэнергизм). Дело в том, что человеческая природа в состоянии обожения покоится, «субботствует». Человечество святых не проявляет в этом состоянии никакого природного движения. Подвижник видит все (и глубины Божии, которые можно видеть только будучи самому в Боге) Святым Духом, будучи в Нем, и действует Им, не ведая в теле он или нет. И это продолжается до тех пор, пока внешние обстоятельства или Промысел Божий не выведут его из этого состояния. Разницы между собственным человечеством Христа и человечеством святых нет при этом никакой, кроме как в цели и направлении движения. Насколько полно Христос становится человеком, что воспринять всю его действительность (отсюда диэнергизм), настолько полно человек становится Богом, что воспринять в себя всю божественную действительность (отсюда моноэнергизм).


Ответы и комментарии:

    • СпасибоOlegVM, православный, 09:51 29 июня 2001 (0)

[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]