О молитвах с инославными. ("Можно, только осторожно").


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Crossader, православный (РПЦЗ), 22:19:29 02/07/2001
в ответ на: Re (4): Хороший пример, отправлено Тарас Тихомиров, Православный, 17:26:41 01/07/2001
 
Особенно для Тараса.
 
 
В свое время на лекциях Андрея Кураева, я поимел достаточно интересное, но и довольно коробящее представление о молитвенной практике в Католической Церкви.
 
Вот сегодня случайно набрел в сети на одну статью, только подтверждающую все слова, сказанные Кураевым.
 
 
Вот ссылка:
 
http://www.orthodoxy.ru/st-nikolas/news/molitino.html
 
Привожу некоторые цитаты:
 
 
—————————————————————————-
 
Сравнение текстов молитв
 
Отсутствие наставников приводит к искажению содержания молитв.
 
При ознакомлении с католической молитвой православному человеку первым делом бросается в глаза ее чувственность. Вот сравнение текстов двух молитв. Католическая молитва св. Игнатия Лойолы, почитаемая в Риме в той же мере, как молитва св. Ефрема Сирина:
 
"Душа Иисуса освяти меня,
 
Тело Иисуса спаси меня,
 
Кровь Иисуса упои меня,
 
Вода от ребра Иисуса очисти меня,
 
Страсти Иисуса укрепите меня,
 
О благий Иисус, услышь меня."
 
(извлечено из книги «Exercices spirituels de St. Ignace»)
 
А вот аналогичная с ней молитва православная из акафиста к причащению Святых Тайн:
 
"Иисусе, попали терние многих моих прегрешений.
 
Иисусе, созижди во мне сердце чисто и обнови во утробе моей дух правый.
 
Иисусе, изведи из темницы страстей бедную душу мою.
 
Иисусе, потреби во мне нечистые помыслы и злая похотения.
 
Иисусе, направи слабыя стопы моя на путь заповедей Твоих.
 
Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою навеки" (из икоса 1-го).
 
«При сравнении этих двух молитв характер чувственности, присущий первой молитве, проступает рельефно» (36, 157-158).
 
Некоторые молитвы выглядят и вовсе кощунственно. Вот как молилась Тереза имени Младенца Иисуса: «Я прославила Тебя на земле, совершила дело, которое Ты поручил мне исполнить. Я открыла имя Твое человекам, которых Ты дал мне; они были Твои, и Ты дал их мне... Ныне же к Тебе иду...» — нет сил цитировать далее — идет полное копирование Первосященнической молитвы с присваиванием слов Христа себе (65, 214-215).
 
 
...............
 
 
Желание сердечных наслаждений
 
 
                                 Кроме такого вида прелести, святитель Игнатий Брянчанинов описывает "неправильные
 
                                 действия сердцем". "Исполненные безрассудной гордости... желания и стремления сердца
 
                                 насладиться ощущениями святыми, духовными, божественными, когда оно еще вовсе не способно
 
                                 для таких наслаждений... Сердце усиливает вкусить... Божественные ощущения, и не находя их в
 
                                 себе, сочиняет их из себя, ими льстит себе, обольщает, обманывает, губит себя, входя в область
 
                                 лжи, в общение с бесами, подчинясь их влиянию, порабощаясь их властью" (8, 245). Такой
 
                                 страстной тягой к наслаждениям исполнены духовные опыты многих католических святых (65,
 
                                 93, 203). В пример можно привести видение Франциска Ассизского, окончившиеся стигматами.
 
                                 На висках у него были шрамы, на руках и ногах раны, пронзенные «мистическими гвоздями», в
 
                                 боку «рана от копия». Эти раны кровоточили и не заживали до самой смерти, верующие
 
                                 сохраняли тряпочки, пропитанные кровью (36, 113-118; 42, 187; 63, 35; 64, 220-223). Франциск
 
                                 имел последователей: стигматизации подверглись 330 человек, 60 из них причислены к лику
 
                                 католических святых, например, Екатерина Сиенская14, Катерина Риччи15, Луиза Лато16 (36,
 
                                 113; 54, 527; 66). У католических «святых» развиваются видения Христа и Богоматери,
 
                                 переходящие грань целомудрия. Это Бернард Клервосский17 (54, 202; 55, 126), блаженная
 
                                 Анжела Фолиньоская (34, 169-170; 37, 884-885; 42, 188-190; 42, 246), Екатерина Сиенская
 
                                 (42, 246, 266; 54, 527; 55, 125), Тереза Авильская (34, 173-174; 37, 885; 42, 190-191, 246),
 
                                 Хуан де ла Крус18 (42, 246; 53, 283-284), Маргарита Алакок19 (32, 16-20; 34, 177).
 
                                 Недаром святитель Игнатий Брянчанинов замечает: "Усиленный подвиг находящихся в прелести
 
                                 обыкновенно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкою того пламени,
 
                                 которым разжены прельщенные" (8, 244; см. также 9, 215-216, 298-299; 10, 499). Такое
 
                                 прельщение в Римо-католической церкви наблюдается сразу же после ее отхода от Православия
 
                                 (10, 498; 42, 222)
 
 
—————————————————————————————-
 
 
Так что дорогой Тарас. Зная такие вещи из католической практики, я думаю Вы понимаете, молитва с инославными может у Бога вызвать только отвращение. Так что молиться совместно с людьми из тех же католиков можно только с уже раскаявшимися и принятыми в Православную Веру.
 
 
Меня просто потрясают слова архиепископа Филарета из статьи «Апология Экуменизма», который тоже говорит, в общем, можно, только осторожно. Митрополит не просто обходит стороной апостольские правила, но и как видно, сам, наверное, не понимает смысла самих молитв в Православии и в том же Католичестве. Даже Ваше, на первый взгляд безобидное предложение, тем не менее не влазит ни в какие нормы о понятиях того мистического смысла, который православные вкладывают в молитву. Не даром эти действия осуждаются десятым апостольским правилом. Надо либо молиться, либо не лицемерить.
 
 
Я уж не знаю, как молятся в других деноминациях, в которых можно формально найти апостольское приемство, но там, я думаю, не лучше, чем у католиков.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]